Плакаты "Чистое слово"

Друзья проекта

Баннер
Баннер
Баннер
Баннер

Статистика сайта

Просмотры материалов : 575315

Эссе.


Начнём с себя!

Титова Ольга,

МБОУ ДОД «ЦРТДЮ «Светлячок»

творческое объединение «Пресс-клуб «Облачко»

 

Имеет природное изобилие, красоту и силу… Так о русском языке говорил Михаил Ломоносов. Язык – это средство общения и хранения всех человеческих знаний. На каком языке мы говорим? На каком языке мы думаем? «Великий, могучий» или?

Наша речь настолько разнообразна, что количество слов в русском языке невозможно подсчитать. Язык – явление развивающееся. Язык мгновенно реагирует на все изменения в обществе, пополняясь новыми словами, избавляясь от ненужных. Мы изменяем свой язык. Вопрос – в лучшую ли сторону? Лев Толстой говорил: «Кто на каком языке думает, тот к такому народу и принадлежит». Любопытно, к какому народу принадлежим мы?

Знающему язык в совершенстве легче находить своим мыслям выражение. Если не знать тонкостей языка, рискуешь остаться непонятым и не понять других. Журналист должен уметь передавать свои мысли и ощущения ясно, ярко, чётко. Мне, как юнкору, особенно важно ответственно подходить к своей речи. От каких же слов просто необходимо отказаться?

Если мы не умеем грамотно говорить и писать, мы вряд ли умеем грамотно мыслить. А если и умеем, то донести свою мысль становится гораздо труднее. Очень неприятно наблюдать случаи ненужного использования иностранных слов – троллинги, океюшки, бойфренды.

Происходит это от недоверия к родному языку, а по сути плохого владения им.

В наш век – век скоростей, техники, информации, без некоторых заимствованных слов просто не обойтись. Но есть слова, употребление которых не оправдано. Например, слово «киллер». Сказать человеку «убийца» - это вынести приговор, а назвать его киллером – это как бы просто профессию определить: «я – дилер, ты – киллер, оба вроде делом занимаемся» (из газеты АиФ).

Интернет, как паук, заманивает в свои сети и не отпускает уже никогда. Только единицы не пользуются его ресурсами и не общаются с его помощью. Жизнь на половину переехала в социальные сети. Но даже в Интернете мы спешим. Найти необходимую информацию, подготовить выступление, пообщаться с друзьями.

Не хватает нам времени. Вот и экономим на языке. А, может, просто лень набирать целые слова. Проще и интереснее вставлять смайлики для выражения своих чувств и эмоций. Представьте, что у вас день рождения. Вы читаете «С ДР».  Всем понятно, что это значит с днем рождения,  но много ли чувств вложил человек, написав эти 3 буквы?

Вот и рождается какой-то одним собеседникам понятный язык. Неужели так думаем, так чувствуем? Краткость – сестра таланта, говорят, но не до такой же степени.

Что для композитора ноты, то для нас язык. Язык – это орудие труда, рабочий инструмент. Например, топор тупится во время работы, его надо точить. Язык тот же топор. Только тупится он от бездействия.

Музыканты знают, как забываются ноты даже при коротком перерыве в упражнениях. А мы не только не используем язык во всём его разнообразии, но и ту часть, которой владеем, начинаем забывать. Не стоит экономить слова, вдруг совсем забудутся.

Кто-то из древних сказал, что язык – самое прекрасное и самое ужасное, чем обладает человек. С помощью языка люди сочиняют стихи, признаются в любви. С помощью языка же можно солгать, предать, обидеть… И такое мощнейшее оружие портится из-за его хозяина. Это оружие взрослые передают детям.

Дети – это наше будущее… Знакомое выражение. Вспомните, как некоторые родители воспитывают своих малышей: «Колька! И кто только из тебя вырастет. Пи-пи-пи…» Звучит привычно, но с этим надо что-то делать.

Взрослые дают детям пример для подражания. На взрослых хотят быть похожими малыши. Мамы - самые красивые, папы - самые сильные. А если ребёнок слышит, как папа ругает маму отборной бранью? Или мама в разговоре с подругой особо не выбирает выражения? Он понимает, что так можно. В школе речевой грязи не меньше. Мы хотим самоутвердиться, быть сильнее, взрослее. Но как же трудно и долго взрослеть по-настоящему. Вот мы и «взрослеем», соревнуясь в том, кто оригинальнее и грубее выразится, или кто не испугается выразиться при взрослых.

Так к какому народу мы будем принадлежать? Решать нам! И начинать надо с нас. Получается, с наших родителей и друзей.

Сначала мы ходим в детские сады, потом учимся в школах. Чтобы много знать, надо много читать. Самый доступный и лёгкий пример чистой речи в книгах. Не в стрелялки играйте с малышами, а книжки им читайте. Они нас с книжкой увидят, сами захотят попробовать.

Помогите детям не попасть в дурную компанию. Приведите их в кружок или спортивную секцию. Дети любят рисовать, танцевать, лепить… Вряд ли маленькие певцы, художники или юнкоры разговаривают между собой на грубом обидном языке. А если кто-то выругается, то педагог исправит. А самое главное, живите с нами одной жизнью. Читайте с нами и для нас. Придумайте домашний театр. Рисуйте, лепите, смотрите фильмы. Играйте в игры. Ходите с нами на каток, в театр, в лес.

Общение в семье для нас важнее уличного. Говорите с нами так, как хотите, чтобы говорили мы. Мы ваше лицо. Мы себя плохо покажем, плохо подумают о вас. Мы чистые, мысли наши чистые, и слова тоже чистые.

Весной мы всегда убираем улицы, парки нашего города. Делаем город чистым. Язык и речь тоже пусть будут вымыты. Сделаем это вместе!

Вы-мы-ты-я. Чистому городу – чистое слово.

 

 

Рассуждения о грамотности.

Уткина Ирина,

МБОУ ДОД «ЦРТДЮ «Светлячок»

творческое объединение «Пресс-клуб «Облачко»

 

Сегодня, чтобы выделиться из толпы, не нужно надевать яркие наряды, приобретать дорогую технику. Ведь есть не менее дорогое, но очень важно для каждого - слово. Каждый современный человек обязан знать элементарные правила русского языка. Реальная же картина свидетельствует, как деградирует общество, становясь практически безграмотным. Безграмотность порабощает молодых, как наиболее активных пользователей социальных сетей, где в принципе отказываются от правописания. Это несмотря на то, что для нас созданы все условия для изучения своего родного языка. Школы, библиотеки, музеи, театры… Во времена Петра Первого у людей не было и половины того, что доступно сейчас, но люди стремились к элементарной грамотности. Строились типографии по всей стране, чтобы люди не  отставали в развитии от Европы и не оправдывали сложившиеся стереотипы «русского Иванушки - дурачка».  Дмитрий Писарев говорил: «Грамотность -  драгоценна для нас только, как дорога к развитию». В самом деле, у грамотного человека больше шансов быть услышанным, понятым и принятым в обществе. Человек, который знает свой родной язык, уже заслуживает большего уважения. Значит, справедливо утверждение, что грамотность – залог успеха. К сожалению, и подростки, и некоторые взрослые, считают необходимым отказаться от правил и норм русского языка. Проще говоря, как слышу - так и пишу.  До определенного возраста я тоже считала, что все правила орфоэпии, стилистики, пунктуации, орфографии не нужны. Их придумали, чтобы усложнить жизнь и без того замученным учёбой детям. Жаль, осознание собственной неполноценности приходит по мере того, как устаёшь стыдиться своих речевых ошибок. Отказываясь от  традиционных устоев русской речи, мы отдаляемся от своих истоков, своих корней. Вместо того чтобы возвышать и совершенствовать наш красивый, певучий, гибкий и выразительный русский язык, мы с помощью паразитов речи ускоряем падение культурного уровня русских людей.  Ведь где бы ты ни был, в какую бы страну ты не уехал, родной язык сопровождает тебя. Тебя слушают, на тебя смотрят и судят по тебе о твоей стране. Получается, как говорим, так и живём. Давайте бороться с безграмотностью, потому что каждому из нас хочется, чтобы наши дети застали эпоху настоящего родного русского языка.

 

 

Литературное эссе, посвященное проблемам

современного состояния русского языка.

Гарченко Ксения

ученица 9 «А» класса

МБОУ ООШ № 39

Руководитель: учитель русского языка

и литературы Вакутина С. В.

 

Я шел с ним  через горы,

Стараясь в жизни многое постичь.

То был язык великий, на котором

Возможно было все постичь.

И сердцем всем, сын горца, я привык

Считать родным

Могучий  этот язык!

Р. Гамзатов

 

Миллионы книг хранят в себе неприкосновенную мудрость народа, достоверность народной истории, произведения мастеров слова от античности до  современного нам времени, которые делились с нами своими мыслями, мечтами, давали советы, открывали бесконечную красоту мира и человека, заставляли переоценивать жизненные принципы и ценности, природу людей. И всё это один язык – наш родной русский язык, красочный  и живой, выразительный и точный, мелодичный и певучий, с помощью которого можно выразить все чувства и мысли, обуревающие души человеческие, можно рассказать обо всем, что мучает человека, не дает ему покоя, заставляет искать пути поиска решений. А теплота речи, нежность, ласковость фраз обволакивает человека и утешает в горе, зовет превозмочь все трудности и невзгоды и выйти победителем, журчит убаюкивающей материнской любовью и заботой.

Часто ли мы задумываемся о том, насколько важен русский язык в нашем обществе? Какова роль русского языка в истории государства российского, в его становлении и развитии? Как наш язык влияет на бережное отношение к исторической памяти нашего народа? И если не задумываться над этими вопросами, то язык утратит своё значение, исчезнет, погибнет. А вместе с ним погибнет и вся народная культура,  наши духовные ценности, вся историческая память русского народа.

Великий российский филолог Д. С. Лихачев писал, что «память противостоит уничтожающей силе времени. Память - преодоление времени, преодоление пространства. Память - основа совести и нравственности, память - основа культуры. Хранить память, беречь память - это наш нравственный долг перед самим собой и перед потомками. Память - наше богатство». Я полностью согласна с данным утверждением и считаю так же: память народа – это самая большая ценность, и беречь её – это наш долг, наша обязанность. Но память основана на языке, следовательно, беречь язык – значит беречь историю русского народа, его традиции, нравы, самобытность.

К сожалению, наш язык находится в большой опасности. Ему угрожают захватом его лексических владений и планомерно обстреливают жаргонизмами, словами-паразитами и другими средствами засорения.

Нужно дать достойный отпор вражеским атакам: развернуть масштабное контрнаступление с применением исконно-русских слов, полным исключением из лексикона вражеских захватчиков вплоть до окончательной победы исконной русской лексики. Распространим свой язык, пусть на нём будет разговаривать больше людей, пусть поймут, насколько наш язык прекрасен, выразителен, нежен, музыкален, отточен, многогранен, расцвечен разнообразными оттенками речи.

Сбережение русского языка - необходимое условие для сохранения национальной культуры нашего народа, его самобытности и индивидуальности в деле сохранения нашей исторической памяти. Завершить своё эссе хочется словами великого русского писателя И. С. Тургенева: «Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, этот клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками… Обращайтесь почтительно с этим могущественным орудием, в руках умелых оно в состоянии совершить чудеса!»

 

Он весь корнями исстари былинный,

Он, молодой, напоминает мне

Размах и трепет крыльев лебединых

И взлет ракеты в громе и огне.

В его звучанье сок рябины горький

И звонкая студеная роса,

Что пьют соловушки взахлеб на зорьке,

Серебряные ставя голоса.

Присягу и счастливый смех ребенка,

Верительные грамоты послов —

Все отразит и передаст потомкам

Живая связь его высоких слов.

Он сквозь века проходит горным кряжем,

Магическою властью наделен.

Язык России — золотая пряжа,

И ткет его веретено времен.

Мне было бы и жизнь отдать не жалко

За песню, уходящую в века.

Пряди, пряди, души народной прялка,

Бессмертную основу языка.

В. Захаров

 

 

Свой среди чужих.

Елизавета Авдеенко

МБОУ ДОД «ЦРТДЮ «Светлячок»,

творческое объединение «Пресс-клуб «Облачко»

Язык - душа народа, его тайна, его святыня. Я думаю, история создания какого-либо языка не менее важна и интересна, чем история социальных и политических изменений данного народа. Язык может раскрыть характер и быт людей, говорящих на нем.

Свободный, сильный, изысканный русский язык является одним из самых красивых и богатых языков мира. Его достоинства выражаются в огромном словарном запасе, богатстве синонимов слов, подвижностью ударения, гармоничном синтаксисе и т.д. Однако и у этого великого и могучего языка есть ряд острых проблем. Например, тревогу вызывает проникновение в нашу речь большого количества иностранных слов и выражений.

На мой взгляд, проблема иноязычных заимствований весьма амбивалентна. Для развития любого языка характерен процесс заимствования слов из других языков. Другое дело, что интенсивность заимствований бывает различной, и сами заимствования могут быть оправданными и неоправданными. Для чего мы говорим «толерантность», когда можно сказать «терпение»? Или чем красиво звучащее греческое слово «эмпатия» отличается от русского слова «сопереживание?»

Процесс заимствования слов неизбежен. Порой, даже необходим. Особенно, если на то есть причины: технические, научные, военные. Обусловливают заимствования и культурные контакты между народами, появление в жизни новых реалий, понятий, предметов (интернет, телефон). Но, думаю, было бы гораздо лучше, если бы с появлением в нашей жизни новых предметов, создавались новые русские слова, а не занимались из иностранных языков.

Но, увы, далеко не всегда иноязычные заимствования обусловлены весомыми аргументами. Зачастую мы перенимаем слова из чужих языков с целью обогащения русского языка выразительными средствами («прерогатива» - вместо привычного нам «исключительного права») или из-за восприятия иноязычного слова как более «красивого» («перцепция» - вместо «общественное восприятие»).

В основном все причины, способствующие неоправданному проникновению иноязычных выражений в наш язык, носят психологический характер. Многие из нас считают иностранные слова более торжественными в сравнении с соответствующими словами родного языка: «ланч» выглядит более респектабельно, чем обыденное русское «обед», а «прессинг» - загадочнее, чем «давление». Но мне кажется, это суждение ошибочно.

Во-первых, русский язык настолько красив, самобытен и грациозен, что не нуждается в излишних заимствованиях и украшениях иноязычными  фразами, как говорил И.С. Тургенев: «Русский язык так богат и гибок, что нам нечего брать у тех, кто беднее нас». Да и отнюдь не все неологизмы гармонично вписываются в наш язык, затемняя смысл слов и создавая путанность звучания.

Во-вторых, сделать наш язык более богатым и выразительным можем только мы сами, создавая новые слова и словообразовательные формы. Иноязычные слова не могут действительно украсть наш язык, хотя бы, потому что это чужие слова, как для строения русского языка, так и для нашего менталитета. Даже их звучание и поспешная интонация при произношении несопоставимы со степенностью нашей речи. Таким образом, постепенно возникает угроза искажения живой речи и разрушения словесного образа, плавного и мелодичного.

Расцвет международных отношений, культурных и научных связей диктует современной общественности необходимость как для заимствования лексики из других языков, так и для приобщения носителей русского языка к иностранным понятиям, например, в технике и экономике. Постепенно в нашей речи появились такие термины как компьютер, винчестер, интернет. Теперь мы говорим «менеджеры», а не «руководители», «инвестиция» вместо «вложение» Многие слова были заимствованы давным-давно, но использовались в узких кругах профессионалов. Но теперь все больше подобные понятия проникают посредством прессы, радио- и телепередач в обыденную жизнь. Невольно назревает вопрос: а так ли нам нужны иностранные термины в жизни, неужели не найдется соответствующих русских слов? Ведь иноязычные слова все больше вытесняют из употребления исконно русские  слова.

Одно дело, когда мы перенимаем у другого языка понятия, коих раньше в нашем языке не существовало. Например, такое понятие как "конфеты". Эти предметы появились в нашей жизни, и, разумеется, обозначающие их выражения или слова, появились в русском языке. В основном, как уже было сказано, оправданные заимствования встречаются в науке и технике. Я считаю,  что мы, обладатели богатейшего языка,  должны стремиться к тому, чтобы после введения новых понятий, в язык внедрялись русские слова, обозначающие эти новые понятия.

И совершенно другое дело, когда мы заимствуем слова, синонимы которых есть в нашем языке. Многие ошибочно полагают, что такие слова обогащают русский язык. Но следуя таким мыслям, можно «откопировать» практически каждое наше слово, подобрав к нему иноязычный синоним. Но тогда русский язык потеряет свой шарм, свою изюминку и превратится в «сборную солянку».

Ненужные многим грамотным людям, знающим цену нашей речи, заимствования употребляют сейчас теле- и радио-ведущие, подростки, учителя, политики. В речи молодежи можно насчитать огромное количество неоправданно-используемых заимствованных слов, таких как «ок», "прессинг", «тьютор», «рokerface» и т.д. Любовь к подобным заимствованиям слов может привести к тому, что в русской речи иностранных слов будет в разы  больше, нежели русских.

В заключении своего рассуждения считаю возможным сказать, что проблема иноязычных заимствований остро стоит перед современным русским языком, так как чужеродных слов в нашем языке с каждым днем становится все больше, неологизмы съедают нашу речь. Но все же я не думаю, что мы должны решать данную проблему посредством полного запрета на употребление некоторых слов. Нужно помнить, что язык умеет самоочищаться и  избавляться от лишнего. Так происходит и с иноязычными словами. Многие слова выйдут из употребления сами собой. Мы лишь можем помочь русскому языку тем, что не будем напрасно перенимать из других языков слова, но будем создавать свои. Необходимо воспитывать хороший вкус в использовании, как слов родного языка, так и заимствованных выражений.

Мы, русский народ, имеем счастье владеть тем необыкновенным языком, который поэты сравнивали с жемчугом, языком, который неисчерпаемо богат и выразителен, создан для поэзии и сам является творцом. Русский язык – наша главная драгоценность и святыня, которую нам нужно хранить и оберегать  от излишних украшений в виде иноязычных заимствований.

 

Слова в поэзии.

Казарян Маргарита,

ученица 6 «А» класса МБОУ СОШ № 35

Руководитель: учитель русского языка

и литературы  Шехманова Е. Л.

И пробуждается поэзия во мне:

Душа стесняется лирическим волненьем,

Трепещет, и звучит, и ищет…

А.С. Пушкин

Пушкин! Это солнечное имя сопровождает нас всю жизнь. Мы впервые слышим его в самом раннем детстве, когда ещё не умеем читать, но повторяем вслед за мамой: «Три девицы под окном пряли поздно вечерком…».  Замечательный мир поэзии будет сопровождать нас не только в школьные годы, но и в дальнейшей жизни. Почему? Поэт учит любить русское слово, русскую поэзию, Россию – нашу великую Родину.

Добрый и умный спутник открывает нам свою душу, частички которой – поэтическая речь, слова, которые переливаются и искрятся, как русские снега под солнцем. Никогда не растают эти «великолепные ковры», никогда не умрёт слово, вечное как земля.

В стихах поэта мы можем найти ответы на вопросы, волнующие нас, только вступающих в жизнь. Что такое истинная любовь, преданность и верность? Что значит быть счастливым и какое оно, настоящее человеческое счастье?

Мне всего двенадцать, но я уже хочу найти правильный путь в таком непростом мире нашего XXI века.

Помню, как старшая сестра учила стихотворение «Я помню чудное мгновение». Я тоже заглянула в книжку и прочитала:

Душе настало пробуждение:

И вот опять явилась ты,

Как мимолетное виденье,

Как гений чистой красоты.

И сердце бьётся в упоенье,

И для него воскресли вновь

И божество, и вдохновенье,

И жизнь, и слезы, и любовь.

У Пушкина любовь важнее и жизни, и вдохновения. Любовь способна оживить душу  человека, заставить его вновь плакать и верить. Все это было моим открытием, моим важнейшим жизненным уроком.

Слова, которые нашёл поэт, самые простые. Они, наполненные глубоким чувством, заставили меня, всего лишь шестиклассницу, пережить то, что переживал сам поэт. Позже я с большим интересом прочитала о Михайловской ссылке и его влюблённости в Анну Петровну Керн. Разве это не подтверждает, что у слова действительно есть душа? Конечно да, иначе разве бы забилось моё сердце чуть сильнее, чем обычно?  Разве захотелось бы мне узнать как можно больше о жизни и судьбе «солнца русской поэзии»?

Через несколько лет я снова прочту эти стихи и найду в них нечто совершенно новое, открою новые поэтические звуки, краски, мысли. В поэзии как в зеркале снова отразится высокая душа поэта, глубокий ум и благородное сердце. Надеюсь, что научусь быть достойной общения с Александром Сергеевичем Пушкиным. Иногда мне так хочется, чтобы строчки: «Друзья мои, прекрасен наш союз…» - были обращены и ко мне тоже.

Счастье, что чудесный русский язык раскрыл поэту все свои возможности! И русский язык и Пушкин всегда будут живы, пока существует наше Отечество. А оно вечно,  уж в этом я уверена.

Пушкинские идеи, образы, его великолепное мастерство, полное любви к людям, учат красоте и добру. Будем же читать Пушкина!

 

 

Сохраним наш язык!

Ткабладзе Диана,

ученица 8 «Б» класса МБОУ ООШ № 39

 

 

Нам дан во владение самый богатый, меткий, могучий и поистине волшебный русский язык.

К. Г. Паустовский.

Язык – величайшее достижение любого человеческого общества, его достояние и гордость. Еще Фридрих Ницше говорил: «Язык – это наследие, получаемое от предков и оставляемое потомкам, к которому нужно относиться со страхом и уважением, как к чему-то священному, неоценимому и недоступному для оскорбления». Эти слова великого мыслителя актуальны в современном мире как никогда. Язык – это отражение нашего прошлого и связь с будущими поколениями, он  несет в себе культуру и обычаи той страны, где на нем разговаривают.

Русский язык – один из самых богатых, разнообразных и ярких языков мира. Его словарное богатство неисчислимо. Трудно найти такой же разнообразный синонимами, фразеологизмами, яркими метафорами язык в мире.

На русском языке создано величайшее множество прекрасных художественных произведений, их роль в мировой литературе неоспорима. Русские писатели всегда умело использовали язык, чтобы передать невероятно сложные вещи с помощью простых слов.

Яркое, меткое, точно подобранное слово всегда найдет своего читателя-поклонника; с его помощью можно передать все: человеческие чувства, красоту окружающего мира, исторические события. Вспомним отрывок из стихотворения Вадима Шефнера «Слова»:

Словом можно убить, словом можно спасти,

Словом можно полки за собой повести.

Словом можно продать, и предать, и купить,

Слово можно в разящий свинец перелить.

Действительно, слово обладает поистине уникальной силой. Во все времена люди с помощью простого слова подбадривали попавшего в беду, объяснялись в своих чувствах, передавали опыт будущим поколениям. Сколько народной мудрости, заветов опытных людей заключено в русских пословицах и поговорках.

На протяжении веков русский язык изменялся, развивался, совершенствовался. Но, как говорится, совершенству нет предела, еще многие поколения будут дополнять, развивать, обогащать язык. Самое главное –  сохранить русский язык во всей его красоте и величии, не дать ему умереть, обесцениться, потерять заслуженное веками уважение.

К большому нашему сожалению, русский язык изменяется не всегда в лучшую сторону. Следуя модным тенденциям, современные люди начинают вытеснять родной язык, все больше отдавая предпочтения иностранным словам или искусственно созданным. Засилье сленговых выражений среди молодого поколения вызывает опасение. Еще Александр Сергеевич Пушкин, переживая за судьбу своего языка говорил: «Прекрасный наш язык, под пером писателей неучёных и неискусных, быстро клонится к падению. Слова искажаются. Грамматика колеблется. Орфография, сия геральдика языка, изменяется по произволу всех и каждого». И это XIXвек.

Что же говорить о нашем скоростном веке, времени ежедневных открытий и современных технологий? В динамичном потоке жизни забываем мы порой о самом главном, ценном, значимом. Торопимся, «глотаем» слова, не задумываемся об их истинном значении. Нас и так поймут. Зачем тратить на яркое, емкое слово время, вкладывая в него свою душу?

А так нужно остановиться, задуматься. Ведь если язык уважаем и любим, то же будет и с народом, на нем говорящим.

«Берегите чистоту языка как святыню!..» - призывал великий русский писатель И. С. Тургенев. С этими словами хотели бы и мы обратиться к сегодняшним молодым людям, от которых зависит будущее нашего языка, а значит и будущее нашего народа, всей нашей страны.

 

 

Ценность русского языка.

Морозов Арсений,

ученик5 «Б» класса

МБОУ лицея № 62

 

Русский Язык, всегда был, есть и будет величайшей ценностью для всех народов России и всего человечества тоже! Именно он породил, сохранил, и будет всегда хранить русскую культуру как основу устойчивого развития всего человечества.

Мощь и богатство русского языка отмечали писатели классики и общественные деятели.

М. В. Ломоносов находил в нем «великолепие испанского, живость французского, крепость немецкого, нежность итальянского, сверх того, богатство и сильную в изображениях краткость греческого и латинского языка».

Русский язык, по мнению А. С. Пушкина, «гибкий и мощный в своих оборотах и средствах», «переимчивый и общежительный в своих отношениях к чужим языкам», звучный и выразительный.

И.С. Тургенев называл русский язык «великим, могучим правдивым и свободным». Обращаясь к молодому поколению, Тургенев писал: «Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, этот клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками, в числе которых блистает опять-таки Пушкин!».

Н. Г. Чернышевский писал о «решительном превосходстве русского языка над другими европейскими языками по богатству и разнообразию словопроизводства».

П. Мериме называл русский язык «богатым, звучным, живым, отличающимся гибкостью ударений и бесконечно разнообразным в звукоподражаниях, способным к передаче тончайших оттенков, наделенным, подобно греческому, почти безграничной творческой мыслью».

Русский язык – один из богатых языков мира. Он имеет большой лексический запас, располагает развитыми выразительными средствами для обозначения необходимых понятий в любой сфере человеческой деятельности.

В зависимости от того, для какой цели используется язык (общение с кем-нибудь, сообщение чего-нибудь, воздействие на кого-нибудь), в нем выделяются разновидности, которые называются стилями. Системность основного функционального стиля складывается из общеязыковых (нейтральных) элементов, элементов языково-стилистических (стилистически окрашенных вне контекста языковых единиц) и элементов речестилистических, которые в определенном контексте (ситуации) приобретают стилистические качества и/или участвуют в создании стилистического качества контекста, текста. В каждом стиле существуют свои принципы отбора этих элементов и их соотношение.

Русский язык можно сравнить с океаном. Необъятность и многоуровневость, различный характер интерпретаций, неоднозначность и разноплановость – вот далеко не полный перечень характеристик, описывающих эти понятия.

Язык может быть гневным и страстным, ласковым и разящим. Волны океана несут спокойствие и умиротворенность на закате в сухую, безветренную погоду, создавая трогательное настроение нежности. Подобное состояние возникает после прочтения любовной лирики русских поэтов.

Язык гремит непоколебимым гневом в речах и книгах вольнодумцев и чувства, переживаемые в момент прочтения сопоставимы с переживаниями человека, попавшего в шторм.

Эмоции, возникающие после знакомства с колдовскими напевами строф А. Блока аналогичны настроениям, возникающим при восприятии убаюкивающего шума волны, набегающей на песчаный берег. Щебет неугомонных волн сопоставим с разнообразием словосочетаний и предложений, используемых в языке. Великолепие, красота, неслыханная щедрость характеризуют и объединяют понятия языка и океана.

 

 

Давайте беречь родной язык.

Шеховцев Эрик,

ученик МБОУ лицея № 62

 

Я живу в третьем тысячелетии, в двадцать первом веке. Это век всеобщей компьютеризации, приобщения всех, от мала до велика, к Интернету, развития новых для человечества средств массовой информации. Бешенный ритм жизни привел нас к тому, что мы совершенно перестали читать книги, мы перестали думать, размышлять, обсуждать прочитанное и общаться между собой. Проводя все свободное время в социальных сетях и общаясь на «компьютерном жаргоне», мы совершенно забыли о нашем родном, богатом и прекрасном русском языке. Я постоянно задаю себе вопрос: «А что с нами станет потом? Какое будущее нас ждет?» Возможно, мы будем общаться жестами и, вообще, забудем о русском языке, не говоря уже о его чистоте. Но, поразмыслив, я решил, что это невозможно. Ведь в нас, в русских людях, любовь к родному языку заложена с рождения нашими предками.

Корни культурно-исторических особенностей русского языка лежат далеко в прошлом. Русский фольклор- это особая грань нашего языка. Еще не понимая смысла, годовалый ребенок с радостью слушает песенки и народные потешки, вслушивается в мелодичные звуки речи, улавливает ритм. Мне кажется, что уже с колыбельного возраста нужно стараться обогащать детский разум и душу родным словом, открывать возможности родной речи как средства общения и самовыражения. А наши любимые сказки! Это жемчужина народного творчества, в которых заключена мировая народная мудрость и мечта о торжестве добра и справедливости. Каким чистым, красивым, понятным языком они написаны. Правильное слово действует на детей, «как и музыка - прямо через сердце». Поэтому мы через всю свою жизнь проносим эти образы. Недаром З.И. Романовская сказала: «Пусть слово живое твой разум и душу разбудит, введет тебя в мир красоты».

Слово играет огромную роль в нашей жизни. И мне досадно, когда я слышу, как временами люди искажают наш язык такими словами, которых не найдешь ни в одном словаре. Тот, кто пренебрежительно относится к родному языку, по моему мнению, не заслуживает внимания и уважения. Правильное слово служит нам всегда. Искренними словами мы клянемся в дружбе, словами острыми и твердыми, «будто сталь», даем отпор врагу. Анна Ахматова написала:

Не страшно

Под пулями  мертвыми лечь,

И горько остаться без крова,

И мы сохраним тебя, русская речь,

Великое русское слово!

 

Если каждый из нас считает себя русским человеком, то, прежде всего, он должен быть духовно сильным и красивым. Без грамотной речи ничего путного и стоящего в жизни добиться невозможно. Я призываю всех: «Давайте беречь родной язык, уважать и развивать, заботиться о его красоте и чистоте, говорить друг другу лишь добрые слова, тогда и мир вокруг станет лучше и добрее».

 

 

Проблемы современного состояния русского языка.

Козенкова Виктория,

ученица6 «Б» класса МАОУ СОШ № 14

Русский язык – это один из самых красивых, богатых и разнообразных языков в мире.

В нашем языке много слов, заимствованных из других языков, а также много нецензурной лексики и «слов-паразитов». Все вместе они нарушают чистоту нашего родного языка.

«Чистое Слово» - это очень широкое понятие. Говоря про чистоту устной речи,  мы подразумеваем отсутствие в ней ненормативной лексики, правильность постановки ударения при произношении слов, отсутствие «слов-паразитов» и различных жаргонов.

В письменном виде чистота слова, прежде всего, проявляется в соблюдении всех правил грамматики и орфографии. Главными причинами возникновения всего, что нарушает чистоту слова, являются различный уровень образования людей, среда, в которой человек находится, воспитание и семейные традиции.

К сожалению, многие люди не осознают, что чистота родного языка - это показатель  культуры и морального состояния всего народа.

Чистоту русского языка должны соблюдать, прежде всего, взрослые люди, потому что они являются примером во всем для молодого поколения. Каждый человек в сознательном возрасте должен задуматься об этой проблеме и внести свой посильный вклад в борьбе за чистоту слова. Он может повышать свой культурный и образовательный уровень, следить за грамотностью устной и письменной речи, читать книги, пополняя свой словарный запас.

Конечно, эта проблема большая  и серьезная. Полностью ее решить вряд ли получится, учитывая разные социальные слои населения. Но если каждый начнет с себя и будет призывать к этому окружающих, то, возможно, наш родной и могучий русский язык не потеряет свою красоту и силу.

 

 

Боровская София,

ученица 8 «В» класса

МБОУ «СОШ №19» г. Кемерово

Руководитель: Гостевских Д. А.

Пойми, у слова есть душа!

Оно прекрасное, как роза,

Которая, едва дыша,

Цветёт средь внешнего мороза.

Пойми, у слова есть душа!

Оно больнее любой раны:

Его услышал человек –

И на тот свет ушёл он рано…

Пойми, у слова есть душа!

Она бывает самой разной:

В одних – светла и хороша,

В других – мрачна и безобразна.

Слово живёт, вместе со словами появляется жизнь, всё одухотворяется… Слова – это способ общения, с их помощью мы выражаем чувства, излагаем мысли. Слова добрые и злые, ранящие и наполняющие нашу жизнь светом радости. Мы их произносим, выкрикиваем, шепчем, делая всё это привычно, не задумываясь над тем, что слова часто могут ранить, а могут и жизнь спасти. Слово имеет привычку путешествовать по нашей жизни, огорчая нас или радуя…

«Словом можно убить, словом можно спасти, словом можно полки за собой повести…»- так писал В. Шефнер. И он, безусловно, прав! Недаром существует пословица: «Слово не воробей, вылетит – не поймаешь».

Каждое слово – это частица нашего языка, в которой хранится откровение, вечный отпечаток минувших лет. И среди множества слов нет второстепенных, каждое имеет собственную силу. Слова – это не простой поток информации. Они несут что-то своё, особенное. И эта особенность – душа! Именно душа слов различает их. Именно в душе таится самое сокровенное и интересное, которое так манит…

Пойми, у слова есть душа,

И никуда от них не деться.

Пойми, у слова есть душа,

А значит, есть у них и сердце!

Искажение норм русского языка

в виртуальном пространстве сети Интернет

ГасымоваЛамия,Северина Карина

ученицы 8 «А» классаМБОУ СОШ  № 48

имени М.Ю. Коломина

Руководитель: учитель русского языка

и литературыЖурбук О. С.

Интернет сегодня – это не просто всемирная компьютерная сеть, которая предоставляет удобный способ связи, обмена информацией и публикации материалов. Современный интернет – это самостоятельное явление культуры.

Без интернета немыслимы ни экономика, ни политика, ни наука, ни даже элементарное общение (которое трудно представить без форумов, чатов).

Таким образом, интернет в наше время влияет на все области жизни. В том числе и на язык, на котором мы говорим, читаем и пишем.

Посещая различные сайты, форумы, чаты, общаясь по электронной почте, мы заметили, что в виртуальном пространстве слова русского языка часто употребляют не по правилам.

Актуальность нашей темы можно объяснить и тем, что существуют проблемы, которые возникли с появлением интернет-сленга и не решены до настоящего времени:

–например, наличие орфографических ошибок входит в привычку и становится причиной падения грамотности;

– язык интернета наступает теперь не только из виртуального пространства, но и с экранов телевизоров, из радиоприемников и со страниц печатных СМИ;

– невозможно постоянно выражать свои мысли и эмоции с помощью сленга, а потом, когда того требуют обстоятельства, заговорить красиво, грамотно, свободно.

Цель работы выявить особенности и характер специального искажения слов русского языка в виртуальном пространстве сети Интернет; определить причины распространения, характерные черты словообразования и использования «нового» языка.

В последнее время особенно заметно проникновение жаргонной лексики во всеобщее употребление, даже в язык средств массовой информации и в литературу. Особенно это заметно в сети Интернет. А теперь появился и новый стиль. Смысл этого стиля в намеренном искажении русского языка. Стали приобретать популярность такие слова как «превед», «медвед», «кагдила», «аффтар», «ржунимагу» и прочие обороты нового «сетеяза».

«Сетеяз» широко распространился в интернете в начале XXI века.«Сетеяз», то есть "сетевой язык" - сокращение в духе самого этого языка. Это  язык общения интернет-пользователей в виртуальном пространстве.

«Сетеяз» – это интернет-язык, который обладает своими характерными чертами.Так к чертам «сетеяза» относятся:

-невнимание к правилам грамматики и орфографии или сознательное их искажение;

- нерегулярная пунктуация;

- обилие ошибок и опечаток;

- неформальность обращений;

- использование сокращений: нра (нравится), оч (очень);

- транслитерации;

- использование особых графических символов (например, смайлики, знаки улыбки);

- отсутствие деления на абзацы;

- образование новых слов и  другие.

У «сетеяза» есть свои жанровые разновидности:

-Sms-сообщения;

- электронная переписка;

- общение в чатах, на форумах;

- блоги, дневники.

Пользователи сети Интернет быстро освоили основные правила виртуального языка: как слышится, так и пишется и нарочное «коверканье» слов.

Проанализировав словарный состав «сетеяза» учащихся нашей школы, мы провели лингвистический анализ и на его основании сделали несколько выводов. Эти выводы представлены в таблице. В ней можно увидеть примеры написания различных слов нашими учащимися. Здесь и нарушение орфографии, и сокращения, и слияние слов и многое другое.

 

Характерные особенности «сетеяза»  (по опросу школьников)

Намеренное нарушение норм орфографии русского языка

употреблениеа вместо безударного о и наоборот

взаимозаменабезударныхи, е и я

цц или ц вместо тс, тьс, дс

 

также жы и шы, чя и щя вместо жи и ши, ча ища

щ вместо сч и наоборот, ш вместо чт

взаимозамена глухих и звонких на конце слова или перед глухими

 

взаимозамена глухих и звонких не только на конце слова

 

взаимозамена твёрдых и мягких

 

 

Пака, вада, пазитив

Рика, бида, песатель

 

 

Нравица, сница, интиресуеца

Жыснь, чяй

Щастье, што

Превед, кросафчег, пазитиф

Дафай, афтар

 

 

Медвед

Сокращения и аббревиатуры

СПС (спасибо), нра (нравится), прив (привет),оч (очень), чел (человек)

Слияние слов воедино без пробела

Ржунимагу, патамушта

Используются приемы транслитерации

Хай (hi-привет), бай (bi-пока), плиз (please-пожалуйста), го (go-идти)

Словообразование

суффикс -к-

суффикс -ух-, -юх-

суффикс -ов-

суффиксом -яш, -к-

суффикс -яр-

Любимка, леталка, ходилка

Видюха, игруха

(игровые) Стрелялово, ходилово

Полезняшки

Школяр

Стремление дать общеизвестным понятиям экспрессивное обозначение

Ацтой (скука, ерунда), пакедова (пока), чулок (прикольная)

Использование целых фраз и выражений

Че творишь? Чем страдаешь? (чем занимаешься?), не мороси (поменьше говори)

Возможно сочетание двух и более приемов

Каменты рулят, убей себя ап стену!

 

Приведенный анализ показал, что в большинстве случаев лексика «нового языка» – экспрессивная и эмоционально окрашенная.

По своей сути письменное общение в Интернете гораздо ближе к устному, чем к письменному «бумажному» общению. Налицо обилие разговорных конструкций, определенная небрежность стиля, пунктуационная путаница.

Кроме этого, мы провели анкетирование среди учащихся 5–11-х классов средней общеобразовательной школы № 48 имени М.Ю. Коломина. Всего было опрошено 143  человека. Все опрошенные – пользователи сети Интернет. Вот некоторые из тех вопросов, которые мы задавали ученикам школы:

– Соблюдают ли ученики правила русского языка при общении в сети Интернет?

– Используют ли они «сетеяз» при общении?

– Отношение школьников к «сетеязу»? Причины популярности «сетеяза»?

– Что ждет «сетеяз» в будущем?

– Какие слова из «сетеяза» школьники используют?

В ходе проведенных исследований мы выяснили:

86% из числа опрошенных при общении в сети Интернет употребляют «сетеяз». При этом не соблюдают правила русского языка в виртуальном пространстве  78% опрошенных;

– почти половина опрошенных (48%) нейтрально относятся к употреблению «сетеяза»;

– большинство опрошенных утверждают, что употребляют «сетеяз», так как это «модно», «ярко», «выразительно», «понтово», «быстро», «удобно», однако на втором месте по значимости был ответ «не знаю», из чего следует, что многие сами не понимают влияния, оказываемого на них «новым языком»;

– с точки зрения опрошенных подростков,«сетеяз» будет развиваться (56%), но теоретический анализ литературы показал, что постепенно он выйдет из моды, хотя некоторые слова все же в употреблении останутся.

По результатам проведенного исследования нами был составлен словарь наиболее часто употребляемых современными подростками слов «сетеяза».

В него вошли следующие слова и выражения:

№ п/п

Словарь
(по опросу школьников)

Количествоупоминаний

1

СПС (спасибо)

80

2

Норм (нормально)

28

3

МБ (может быть)

22

4

ББ (бай-бай)

19

5

Прив(а) (привет)

18

6

Плиз (пожалуйста)

17

7

Ку (привет)

13

 

Кроме этого, мы выделили наиболее употребляемые слова и их варианты:

Привет

Хай, хэлоу, хэлосе, хаюси, прив(а), ку, превед, уруру

Пока

Пака, бай, бб, пакедова, досвед

Спасибо

СПС, мерси, сип

Пожалуйста

Плиз, пжл, пож

Нравится

Нра, нрав, нравицца

Чем занимаешься? Что делаешь?

Че творишь? Чем маешься? Чем страдаешь? Чего кулинаришь?

Как дела?

Как оно? Как настрой?

 

В завершении хотелось бы сказать несколько слов о перспективе данного явления. Учитывая, что существование интернет языка на данный момент по результатам разных исследований насчитывает от 10 до 15 лет, то можно отметить его востребованность. Кроме того, аудитория его «носителей» неуклонно расширяется, несмотря на карательные меры, принимаемые на большинстве русских сайтов. Скажем больше – интернет язык  уже вышел за пределы интернета, его активно используют в рекламе, в политике, даже в обыденной речи, и на данный момент изучение данного явления представляет закономерный интерес как для лингвистов, так и для психологов и педагогов.

Коверканье слов неизбежно снизит грамотность. Мы считаем, что безграмотность в современном информационном обществе все же должна признаваться пороком, а писать и говорить правильно должно считаться престижным. Нужно повышать культуру речи и овладевать нормами языка.

 

Что такое "Чистое Слово"?

Романюк Елизавета,

ученица 6 «А» класса ООШ № 39

Что такое "чистое слово"? Многие думают, что это просто слово, без использования цензуры. Но это не так. Чистое слово действительно включает в себя понятие использования цензуры, но еще, чистое слово - это эмоции, яркие краски, чувства и многое другое. В общем, "чистый"-это свободный, не загрязненный. Значит и чистое слово должно быть таким же свободным от слов-паразитов  и не загрязненным неуместными жаргонными выражениями или грубой нецензурной лексикой. Слово можно ранить, словом можно вылечить, словом можно полки за собой повести! Так что же такое "чистое слово"? Словом можно выразить свои чувства и эмоции. Великий русский писатель А. С. Пушкин говорил: "Есть два рода бессмыслицы: одна происходит от недостатка чувств и мыслей, заменяемого словами; другая – от полноты чувств и мыслей и недостатка слов для их выражения". Сказав это, Александр Сергеевич указал на основную проблему современного человека. К примеру, когда у человека просто не хватает эмоций, он начинает  выдумывать что-то, что совершенно не отражает его самого. А если наоборот, когда человека переполняют эмоции и он не может подобрать слова для их выражения, он, бывает, начинает  выдумывать совершенно новые слова, загрязняющие наш родной язык. А что же еще можно с помощью слова? С помощью слова можно написать пейзаж. На мой взгляд, этим искусством в совершенстве овладел тот же А. С. Пушкин. Возьмем в качестве примера его стихотворение "Ангел":

В дверях эдема ангел нежный

Главой поникшею сиял,

А демон мрачный и мятежный

Над адской бездною летал.

Дух отрицанья, дух сомненья

На духа чистого взирал

И жар невольный умиленья

Впервые смутно познавал.

"Прости,- он рек,- тебя я видел,

И ты недаром мне сиял:

Не все я в небе ненавидел,

Не все я в мире презирал".

Автор с помощью слов описывает ангела. Это только слова, но уже само воображение рисует нам живую картину, ангела: мы видим его поникшую голову, его нежность, чистоту, сияние. Мы видим существо божественной красоты и чистоты, которое заставляет умиляться даже самого демона!  А вот так, с помощью тех же слов Александр Сергеевич описывает демона: мы видим его мрачным и мятежным, злым. Так же с помощью слов Пушкин выражает свое отношение к этим двум героям.Сравните: "в дверях Эдема ангел нежный главой поникшею сиял" и "а демон мрачный и мятежный над адской бездною летал". Вы чувствуете этот трепет перед ангелом? Чувствуете некое неодобрение со стороны автора по отношению к демону?

Так же слово отражает и самого человека, ведь как человек говорит, таков и он сам. Л. Н. Толстой говорил: "Нравственность человека видна в его отношении к слову". И он был совершенно прав. Современный человек, к сожалению, сейчас иногда забывает, что он человек, и начинает вести себя как какое-то животное, искажая наши чистые слова и придумывая новые, совершенно ненужные нашему замечательному языку слова.

В заключении данной работы мне бы хотелось сказать вам: "Берегите родной язык, родные слова, ибо наш язык самый прекрасный в мире!"  Пожалуйста, не забывайте что мы все люди, и говорим на одном языке, он един для каждого! Как говорил А. С. Пушкин: "Прекрасный наш язык, под пером писателей неучёных и неискусных, быстро клонится к падению. Слова искажаются. Грамматика колеблется. Орфография, сия геральдика языка, изменяется по произволу всех и каждого." Давайте остановим разрушение нашего языка! Не допустим осквернение и загрязнение его! Ибо язык наш – это корни наши, это история наша!

"Языка нашего небесная  красота не будет никогда попрана от скота" (М. В. Ломоносов).

 




Поэзия.

Горефулина Мария,

ученица 10 класса, МБОУ «Гимназия № 21»

Мои родные просторы:

Равнины, леса и поля,

Озёра, скалистые горы,

Зеркальные реки, моря!

Хранимая Богом станица,

Любимая, нежная мать!

Храбрая сердцем царица!

Пришлось тебе много страдать,

Но стойкою ты оставалась

Под гнетом, тяжелым, врага!

Отчаянно в бой устремлялась!

Жестокою ты не была.

Прощать бескорыстно умела,

Великодушна, честна!

В победу великая вера

Была нерушима, сильна!

Россия: осины, берёзы,

Восходы в святой тишине,

Прекрасные русые косы!

Россия, что видишь во сне?

Ты видишь не праздники лета,

Не образ своей красоты, –

Печаль, глубокую, света,

И ужасы видишь войны:

Картины смертельного боя;

Домой не пришедших солдат;

Их битвы; кровавое поле;

Как матери горько скорбят;

Протяжные слышатся крики

Летящих в выси журавлей –

То глас прощания тихий

Погибших в боях кораблей…

Земля, как вдовица, рыдает –

Бушует стихия – гроза,

И молния ярко сверкает.

Погибла младая лоза…

Затихнет безжалостный ветер,

Гроза перестанет стенать.

Но как матерям жить на свете,

Когда больше некого ждать?

Защитникам верным Россия

Дождём и ветрами поёт.

Несокрушимая сила –

Доблестный русский народ!

Едины мы русской душою,

Могучим  родным языком,

Единой хранимы звездою,

Единым Всевышним Отцом!

Россия, тебя воспевали

Великие мира певцы,

Поэты тебя прославляли,

Златые дарили венцы!

Под силу лишь русскому слову,

Поэзии пламенных чувств

Воспеть дань любимому крову,

Музе народных искусств!

 

 

 

Журавлева Дана,

ученица 5 «Д» класса МАОУ «СОШ № 14»

О русском языке

 

Как выразить эмоции и чувства?

Когда нам весело, и когда грустно?

Как передать природы красоту?

Как выразить свою мечту?

Для этого нам дан язык,

Чтоб выражали каждый миг.

 

Русский язык, как он прекрасен!

Как богат, безгрешен, страстен!

Передает он все слова,

Все звуки, буквы, голоса.

И нельзя их забывать,

А нужно только развивать!

 

 

 

Соломонов Владислав,

ученик 7 «А» класса МАОУ «СОШ № 14»

 

Россия

Посмотри на карту мира

Сколько много в мире стран:

И Корея, и Россия,

Польша, Франция, Вьетнам!

 

Но Россия без прекрас

Лучше всех во много раз.

Необъятна и прекрасна, величава

Наша Русская держава.

 

Славится веками

Её богатая земля:

Уголь, золото, леса

И бескрайние поля.

 

Славится людьми

Их достижения и труд.

Их гордо называют «Россияне»,

И просто русскими зовут.

 

Я тоже родился в России.

Россия-Родина моя.

Люблю тебя, неповторимая,

Родная русская земля!

 

 

Тимофеева Анастасия.

ученица 5 «В» класса МАОУ «СОШ № 14»

Родина

Где стучится березка

Тонкой веткой в окно?

Где же бьется сердечко?

Где же птички поют?

Где в кузницах родимых

Молоточки куют?

Где в раздольях длинных

Девы косы плетут?

Где коровка пасется,

Где легко так дышать!

На Отчизне родимой!

Ведь Россия нам мать!

Где река протекает,

Где береза растет,

Где любимая мама

Сыну песню поет.

Здесь так много раздолья!

Нам дают выбирать.

Не предам я Россию!

Ведь Россия нам мать!

 

 

Файрушина Мария ученица 7 «А» класса

МАОУ «СОШ № 14»

 

Огромная страна – Россия!

И не найдете во всем мире

Прекрасней, чем у нас лесов, полей  и рек,

Поэтому с древнейших лет,

Россию - русский славит человек!

 

В стихах природу воспевает

И  каждый здесь живущий знает:

В любое время года хороша,

Россия - Родина бескрайняя  моя!

 

Зимой покрыта снежным одеялом,

Сияя словно в серебре,

Немало дум ты на поэтов навевала,

Они слагали оды о тебе.

 

Весной, проснувшись ото сна,

Цветным покрыта одеялом,

Бегут ручьи,  водой журча,

Еще прекрасней ты, Россия, стала.

 

У лета есть стихи свои,

В полях пшеница колосится,

Поспела ягода, грибы,

Стих на бумагу сам ложится.

 

Пришла осенняя пора,

И не узнать природу нашу,

Багрянцем вся раскрашена  она,

И снова нет страны России краше!

 

 

Забавина Полина,

ученица 6 «А» класса МАОУ  «СОШ № 14»

Чистое Слово

 

Чистое Слово давно живёт,

Но про него  забывает народ.

Чистое Слово куда-то пропало-

Красивого языка не стало.

 

Сегодня грязное слово сильнО.

Слова как мусор, но нам всё равно,

Ведь в языке нашем брани полно.

 

А чистое слово всё не поймёт:

За что же его забывает  народ?

Чем же людям оно так не мило?

Ведь русский язык -  великая сила…

 

Но когда-нибудь время придёт,

Про чистое слово вспомнит народ.

Люди воскликнут: «Пропащие души,

бранью чёрной мараем мы уши!»

 

Будем учить стихи поскорее!

А то скоро станем, как Бармалеи!

Чистое слово спешим уважать,

Не будем о нём никогда забывать!

 

Чистое слово – правильный путь!

Про чистое слово ты не забудь!

Чистым словом радуй людей,

Говорить красиво - легко, не робей!

 

За чистое слово все мы горой.

Чистое слово, всегда мы с тобой!

 

Ардашова Полина,

ученица 5 «В» класса МБОУ Гимназия № 21

(стихотворение не было представлено на конкурс)

 

В словах скрывается порой

И гнев, и страх, любовь и боль.

Слова полны своей душой –

Кр асивой, острой, непростой.

Бывает слово лишь одно

Надежды и любви полно,

Оно потянет за собой,

Сломив преграды, втянет в бой!

Но есть слова – они гнусны.

Въедливы, злостны и грязны!

Они разят, словно стрела,

И шрам оставят навсегда!

Они способны разделить,

Подумай, как ты будешь жить,

Если останешься один?

Пойми, ты слова господин!

Не оставляй в сердцах других

Ты шрамов. Сбереги для них

Слова, что нежности полны,

Пусть будут светлыми они!