Плакаты "Чистое слово"

Друзья проекта

Баннер
Баннер
Баннер
Баннер

Статистика сайта

Просмотры материалов : 575325

АНАЛИТИЧЕСКИЙ ОТЧЕТ

Городская социокультурная акция «Чистому городу – Чистое Слово»

в г.Кемерово (2013 г.): итоги и перспективы

(составлен на основе отчетов учреждений, обсуждения и выступлений

участников Круглого стола, прошедшего 17 мая 2013 года)

15-20 апреля 2013 года в г. Кемерово прошла третья городская социокультурная акция «Чистому городу – Чистое Слово». Представим статистику акции.

Учреждения и организации:

ШКОЛЫ  (всего  28 школ):

5,  14,  18,  19,  21,  24,  26,  28,  31,  34,  35,  39,  41,  46,  48,  50,  52,  55,  56,  62,  65,  70,  74,  80, 89,  92,  93,  99

ДЕТСКИЕ САДЫ (всего 2 Д/С):

160,   194

КЛУБЫ ПО МЕСТУ ЖИТЕЛЬСТВА (всего 4 клуба):

«Вперед»,    «Союз»,     «Янтарь»,    «Фантазия»

ДОМА ТВОРЧЕСТВА  (ЦРДТЮ – 1):

ЦРДТЮ «Светлячок»

БИБЛИОТЕКИ (всего 17 библиотек):

«Гармония», «Книгоград», «Инфосфера», «Колокольчик», Библиотека им. И. М. Киселева, Детская библиотека им. А. М. Береснева, «Лада», «Сибирячок», «Ладушки», «Книжная планета», «Надежда», «Островок доброты», «Книжная радуга», «Диалог», Библиотека им. Н. В. Гоголя, «Читай-город», «Родник».

СПОРТИВНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ (1):

Стадион «Факел».

Общее количество активных участников акции составило примерно:

15 800 человек

УЧАСТНИКИ ВСЕХ ТРЕХ АКЦИЙ (2011, 2012, 2013 гг.):

СОШ № 5, 18, 34;

Гимназии № 21, 41,

Лицей № 62.

УЧАСТНИКИ ДВУХ АКЦИЙ:

2012, 2013

СОШ 14, 19, 26, 28, 31, 34, 35, 39, 46, 50, 55, 56, 65, 70, 74, 80, 92, 93, лицей № 89

2011, 2013

СОШ 24, 48.

Вот уже третий год целью акции является  привлечение внимания общественности к проблемам современного состояния русского языка, повышения общей речевой культуры. Акция «Чистому городу – Чистое Слово» в 2013 году имеет свои особенности и заметно отличается по своим результатам от предшествующих. В чем же особенность прошедшей акции?

1. Отсутствие финансовой поддержки. Проекты 2011 и 2012 года получали всемерную, и прежде всего, финансовую грантовую поддержку со стороны городской администрации (в рамках «Кемеровского молодежного вече»), благодаря чему проводились они на высоком уровне. К большому сожалению, условия финансирования акции, предъявленные городской администрацией в этом году, оказались непосильными и невозможными для ее организаторов: схема финансирования должна была проходить через организацию, юридическое лицо, (т.е. в отличие от предыдущих двух лет, когда проекты финансировались через физические лица). По той простой причине, что наша инициативная группа не является юридическим лицом, мы не смогли получить уже выделенные на проект деньги.

Такая ситуация вынудила нас искать необходимые средства в самом минимальном объеме, необходимые для решения насущных проблем (прежде всего, печатная продукция, символика акции, призы победителям городских конкурсов), искать потенциальных спонсоров среди достаточно известных фирм, и даже политических партий. Однако наши действия не увенчались успехом. Реакция была примерно одинаковой: «какое замечательное дело, как это важно», «вы – молодцы, занимаете активную гражданскую и патриотическую позицию», «как это нам близко…».  Никто помощи не оказал.

Ситуация была в принципе предсказуема. И это еще раз доказывает тот факт, что поддержка русского языка и российской культуры – дело, прежде всего, государственное. Частные лица могут, но не обязаны поддерживать сферы, традиционно в России являющиеся прерогативой государства. А если граждане государства проявляют активную гражданскую позицию, значит в таком государстве не все потеряно.

Общеизвестно, что поддержка государственного языка – относится к вопросам национальной безопасности. В последнее время президент РФ, Государственная Дума, общественная палата РФ, государственные и общественные организации выступают с инициативами необходимости поддержки русского языка в стране. И когда общественная инициатива вызывает к жизни социокультурные проекты, подобные проекту «Чистое Слово», включающие массовое культурное сознание, вовлекающие тысячи сторонников-энтузиастов, то так ли уж много требуется от представителей государственной власти?

В нашей стране исторически объективно сложилось так, что имеющийся административный ресурс – важный рычаг для введения в действие социальных инициатив и проектов. Предшествующий и нынешний опыт проведения проекта (в 2013 г. определенную административную поддержку мы получили со стороны  городского управления образования) показал, что сотрудничество с администрацией г.Кемерово, настоящее и заинтересованное, является важным залогом его успеха. У инициативной группы (в прошлом – студенческий клуб «Чистое Слово» КемГУКИ) остались положительные и добрые впечатления от такого продуктивного взаимодействия. Мы всегда утверждали, что поддержка администрации архиважна и необходима. Прослеживается эта тенденция и на местах, в учреждениях. Там, где была поддержка школьной администрации, акции проходили наиболее эффективно. Например, всемерная поддержка мероприятий директором, завучами школы (школы 5, 14, 18, 34, 39, 50, 55, 62, 89, 99 и др.) дала огромный эффект, так как никого не надо было уговаривать, с трудом преодолевать инерцию, и в итоге втягивались и загорались все, не было посторонних.

Возвращаясь к теме финансирования, очень надеемся, что ситуация преодолима и не является кризисной или критической. Средства, необходимые для проведения акций «Чистому городу – Чистое Слово», являются весьма скромными. Все остальное – делает энтузиазм.

В итоге, расходы (они просто неизбежны) мы (работники бюджетной сферы) были вынуждены взять на себя (опять же из энтузиазма).

2. Повысились содержательность и качество проведенных мероприятий акции. Не смотря на то, что цели и задачи акции каждый год мы ставим одни и те же, (и они ежегодно реально достигаются), акция этого года продемонстрировала собой еще более качественное и содержательное их достижение. Отчеты участников акции показывают высокую результативность и успешность не только проведения мероприятий, но и их воспитательное и образовательное значение. Среди основных видов постоянной деятельности акции нами были обозначены (прописано в Положении акции) - социокультурная, творческая, воспитательная, просветительская, образовательная. В 2011 и 2012 годах упор был сделан на просветительскую деятельность (остальные были соподчинены). Теперь же приоритет был у образовательной и воспитательной деятельности. Когда активно включаются все направления, то можно с уверенностью говорить о реализации самого важного - социокультурного направления деятельности, направленного на повышение уровня культуры различных слоев населения.

В чем причины повышения результативности и качественности акции? Этот результат достигнут именно благодаря тому, что акция проводится не первый год. Наибольший успех акция имела именно в тех учреждениях, где она проводится второй или уже третий раз. В школах, которые с нами не первый год, когда задействован уже весь коллектив педагогов и учащихся, дети с нетерпением ждали акцию, а когда она пришла, то ждали каждого нового дня (а это 5-6 дней учебной недели). Энтузиазм доходил до того, что школьники сами писали и говорили в порыве, находясь на подъеме, о том, что акция должна быть ежедневной!

«Когда в одной объединяющей идее – идее любви к родному языку - поднимается вся школа, когда происходит взаимодействие старших и младших, - происходит воспитание МАССОВОГО КУЛЬТУРНОГО СОЗНАНИЯ, когда воспитывают ВСЕ!» (Помошникова О. В., куратор акции в СОШ 14). Эффективность возрастает в разы. Опыт двух акций показал, что самым действенным средством воспитания оказывается массовость мероприятий – проведение митингов и даже демонстраций. Своими впечатлениями делится организатор демонстрации в СОШ № 14: «Не скроем, для нас, филологов, это был настоящий праздник души, который с нами разделяли наши родные, добрые, умные, пусть иногда и не совсем послушные, но такие НАШИ ученики. И классные руководители тоже пошли с нами, за что им БОЛЬШОЕ СПАСИБО!!! И так приятно было видеть радостные, улыбающиеся лица прохожих. Нам удивлялись, радовались, и даже, наверно, немножко завидовали нашей энергии, нашему активному желанию жить среди добрых, хорошо и правильно говорящих людей».

В действиях, поступках и речах детей, участвующих в акции, проявляется необыкновенная серьезность, осмысленность, продиктованные ответственностью за свое поколение перед страной.

Педагоги  сами порою с большим удивлением наблюдали за тем, что происходило в школе, как она преображалась. И самое главное они отметили, что менялись дети. У детей проявилось желание самим меняться! Об этом они не только говорили, но и писали в сочинениях, писали сами, не штампами, пропуская через себя.

Замечательно было сказано одним из кураторов акции про детский энтузиазм: «Надо подпитывать корни эмоциями». К сожалению, часто мы забываем о том, что детям больше чем взрослым свойственно испытывать радость, восторг, энтузиазм, восхищение, и правильное их направление в нужное русло оказывает помощь в воспитании и привитии нравственных ценностей. Именно об эмоциональной сфере нельзя забывать, когда мы проводим те или иные мероприятия.

Одним из результатов акции можно считать и тот факт, что детей массово не устраивает нецензурная лексика в соцсетях, а главное - они просто желают с этим бороться, начиная с себя.

3. Школьное самоуправление и детское творчество. Энтузиазм, проявленный детьми в период подготовки и проведения акции, пробудил в них самостоятельность. Дети активно включались в школьное самоуправление. Во многих школах дети сами проявляли инициативу, придумывали новые формы мероприятий, проводили их, и, наконец, творили! «Акция побудила творческий дар!» - именно так сказали кураторы многих школ. В это время открылись способности писать стихи у некоторых детей, которые никогда их раньше не писали (случаи в 14, 99 школах). Дети проявили самостоятельное коллективное и индивидуальное творчество: сами придумывали композиции в стиле реп, создавали видеоролики, даже мультфильм (26 школа), самостоятельно делали передачи на радио, стенгазеты и школьные газеты, размещали информацию на сайте. Все это с восторгом наблюдали педагоги, восхищаясь тем, насколько тема и идея акции захватила детей: «Они САМИ!!! Понимаете? Все делали сами, с удовольствием! Без нашего руководства. Эффект был очень серьезный!». Когда все происходит «здесь и сейчас», не надуманно, не искусственно, тогда и рождаются новые идеи, пробуждается творчество.

Примером необыкновенного детского энтузиазма является тот факт, как один ребенок, всего лишь одна девочка – Титова Ольга – смогла зажечь и убедить своих сверстников и педагогов и «поднять» на проведение акции Центр развития творчества детей и юношества «Светлячок» в поселке Кедровском. В итоге – в акции приняли участие 3200 детей.

Все вышеназванные эффекты получились потому, что идея акции – настоящая, национальная и потому объединяющая идея, не выдуманная, не искусственная, созвучная душе ребенка. Самое удивительное в том, (как выражались некоторые учителя), что это все делали те самые дети, которые сегодня захвачены стихией Интернет, ТВ, массовой шоу-культурой. Детская душа и сердце, жаждущие чистого и прекрасного, остаются благодатной почвой для привития истинных ценностей.

Еще более отрадным является и тот факт, что идея акции стала и в каком-то смысле интернациональной идеей. Когда на идею сохранения русского языка отзываются дети славянских национальностей, которым понятен, доступен русский язык, потому что он для них родной, это выглядит все-таки естественно. Но когда проникновенно и искренне говорят о величии русского языка и о своей любви к нему дети других национальностей, такой факт не может оставить равнодушным никого и вызывает очень трогательное чувство, чувство благодарности. Именно оно объединяет и вызывает в русских детях уважение к своим сверстникам - представителям других национальностей.

Об идее говорили и руководители городской библиотечной системы: «В нашей работе много номенклатуры. И если бы нам дали возможность выбора, мы бы выбрали – Чистое Слово, День Победы, экологию и патриотизм. Чистое Слово - одно из тех немногих дел, которые мы хотели бы проводить с желанием и энтузиазмом».

Названные особенности наиболее ярко и порою неожиданно проявились именно  в результате проведения акции этого года.

4. Работа с родителями. В ходе проведения акции 2012 года уже нарабатывались первые формы взаимодействия с родителями. В этом году работа с родителями активизировалась проводились классные и даже общешкольные собрания (например, 26 школа), на которых велись разъяснительные беседы с родителями, классным руководителем вклеивались тематические стихи для родителей в дневники детей (18 школа). Многие кураторы говорили о том, что находили горячую поддержку родителей.

Интересные результаты работы с родителями принесли своеобразные исследования, проведенные педагогами-воспитателями в детском саду № 160. Когда воспитатели провели устный опрос у детей, какие они знают добрые слова, то словарный запас таких слов оказался очень скудным: на всю группу дети не смогли набрать больше 7-8 слов. Тогда был проведен письменный опрос среди родителей малышей – их попросили написать на листочке все известные им добрые слова. Какое же было удивление, когда посчитали общее количество добрых слов, названных родителями всей группы. Их оказалось всего 14! (были и такие, кто написать не смогли и пяти). Так и хочется напомнить о том, что в словаре В. И. Даля русских слов с корнем «добр» насчитывается около 200 (в академическом словаре 1982 года – уже 56), с корнем «люб» - 150 (в том же словаре – осталось 41 слово). Родители знают очень мало добрых слов – отсюда и дети не смогли сказать их, а потому вывод напрашивается один – их просто не используют в своей речи ни родители, ни дети. Какой же будет общей эмоциональная атмосфера в обществе, в котором дети перестают слышать добрые и любящие слова?

5. Научность. Прошлогодняя акция (2012 года) отличалась высоким уровнем научного сопровождения (трехдневный научный семинар «Проблемы современной лингвистики» с лекциями ведущих лингвистов М. А. Крогауза, Г. Е. Крейдлина и Л. А. Араевой, научно-методический семинар по проведению акции, научно-методический сборник материалов акции и др.). В этом году школы сами проявили инициативу и поводили работу по усилению научного содержания и сопровождения мероприятий акции. Во многих школах проводили соцопросы, психологическое тестирование, и даже небольшие мини-исследования. Например, в 62 лицее сами учащиеся выявляли активный словарный запас вежливых слов лицеистов и анализировали его, также учителя русского языка вместе с учащимися просматривали и обсуждали материалы сайта «Чистое Слово» - видеолекции М. А. Кронгауза «О проблеме сохранения языков», «Мат перестал шокировать». Явный научный филологический характер носила акция в 41 гимназии, естественнонаучный – в  48 школе.

Но этого все-таки недостаточно. В перспективе очень бы хотелось выйти на проведение научной конференции школьников, где учащиеся уже докладывали о результатах своих научных исследований, в том числе проведенных в рамках акции (например, анализ опросов, словарного запаса, измерение эффекта мероприятий и  т.д.). Данное направление в деятельности акции еще следует развивать и усиливать.

6. Взаимодействие со взрослыми. Интересны в ходе акции наблюдения педагогов и самих детей за реакцией взрослого населения. В прошлогодних акциях эта тема уже звучала, но в 2013 году было отмечено весьма неоднозначное отношение взрослых. И речь здесь не столько о родителях, которые весьма положительно реагировали и на саму идею, и на участие своих детей в мероприятиях акции, а сколько о тех, кто вовлекался случайно – прохожие на улице, пассажиры на остановках, гуляющие во дворах и т.д. Когда дети подходили к взрослым и вручали им белых голубей или цветы, сделанные из бумаги, с надписями добрых пожеланий и слов, большинство реагировали очень положительно, и в ответ одаривали улыбками и словами благодарности, чем особенно радовали детей (интересно, что мужчины реагировали весьма странно – они явно пугались и боялись брать их у детей детского сада).

Были и те, кто, приняв листовки, на глазах детей выбрасывали их в урну (к такой реакции в прошлом году наши дети были не готовы, но в этом году детей психологически настраивали на подобную реакцию, и они уже не так болезненно реагировали, хотя все равно огорчались). Но самое неожиданное в этом году – это случаи, когда дети получали даже отпор со стороны взрослых (особенно дворники, охранники), который выражался порою и грубыми словами, на что дети реагировали по-доброму с юмором, никого не оскорбляя. Были даже моменты своеобразной «борьбы»: дети наклеивали листовки с замечательными текстами (стихами, обращениями, добрыми пожеланиями и рисунками) в местах, где разрешено расклеивание объявлений,  и тут же, на их же глазах, дворники их срывали. Тогда ребята снова проходили по тем же точкам и наклеивали новые. Дворники проделывали ту же операцию. Дети снова наклеивали. И так повторилось несколько раз… Победили дети! Не сорвали их и на следующий день!..

Радует, что наши дети оказываются мудрее и не оскорбляют, не смеются и не грубят в лицо таким людям, по-настоящему воплощая идею акции и соблюдая чистоту речи.

Но больше всего поразило то, что ребята неожиданно приняли решение: «не будем терять силы и разменивать их на равнодушных и злых – мы пойдем  к детям! Пойдем к малышам в детские сады, в начальные классы. Вот на кого надо нацелить все усилия! Вот к кому надо идти».

Самое удивительное в том, что наши дети (среднего и старшего звена) абсолютно точно почувствовали и определили целевую аудиторию для будущих акций. Действительно, трудно просвещать взрослого человека с уже сформированными ценностями, привычками и убеждениями (кстати, в этом коренится одна из причин того, что в вузах акция не находит массового отклика в студенческой среде), и стоит ли тратить на него  время и силы (привлечь внимание еще можно, но вот что-то изменить… увы!). А вот начать с детей – эволюционное решение. И приняли его сами дети… Они вырастут, и они будут создавать свое пространство, ту атмосферу, в которой не будут звучать нецензурные и грубые выражения, атмосферу Чистого Слова. И трудно назвать это иллюзией. Если детьми целенаправленно заниматься, поколение вырастет уже другое.

Наши дети – наше будущее. Наша цель – дети!

7. Конкурсная деятельность. В течение трех лет в рамках акции проводятся городские конкурсы, а некоторые уже стали традиционными – конкурс плакатов, литературный, культурно-досуговых программ и «Найди ошибку!». Который год нам помогают энтузиасты – преподаватели КемГУКИ – заведующие кафедр дизайна (профессор Елисеенков Г. С.), литературы и русского языка (доцент Мироненко Е. А.), культурно-досуговых программ (доцент Коргожа Н. С.), культуры и искусства речи (доцент Чепурина В. В.),  а также преподаватели этих кафедр.

Самым интересным и массовым остается конкурс плакатов. Детское творчество достойно высокой оценки профессионального жюри, возглавляемого профессором кафедры дизайна КемГУКИ Г. С. Елисеенковым, в состав которого входят известные художники Кемерово.

Отказываться от проведения конкурсов не следует, они стимулируют и мотивируют не меньше мероприятий акции. Отсутствие массовости  участников конкурса этого года можно объяснить недостаточной осведомленностью, а также, возможно, и слабостью  призового фонда (по известным причинам).

На повестку дня «просятся» еще два замечательных конкурса, которые уже проводятся в школах – каллиграфический и чтецов. Конкурс каллиграфии – находка этого года (в некоторых школах он проводился и раньше, не только в рамках акции). Актуальность его несомненна – дети, захваченные стихией информационных технологий, все меньше и меньше не только читают, но и пишут, что негативно сказывается на их общем развитии (общеизвестна связь письменной речи  и мышления). И здесь возникает несколько аспектов: воспитательный, нравственный - привитие посредством красоты любви к родному языку (а на Востоке считают, что каллиграфия является путем к самосовершенствованию человека); психологический - занятие каллиграфией развивает терпение, образную память, и даже психотерапевтический – старательное прописывание успокаивает (вспомним гиперактивность, агрессивность подростков). Каллиграфия – это искусство гармоничного и красивого письма, это единый процесс обучения как речи, так изображению. То, что занятия каллиграфией и чистописанием отменили как пережиток прошлого и оставили на попечение учителей начальной школы в рамках изучения русского языка, можно сравнить с тем, если бы практическое рисование заменили беседами об искусстве.

Настоящим праздником можно сделать городской конкурс чтецов для всех возрастных категорий (от 4-5 лет до солидного возраста), причем, сделать их массовыми и проводить под открытым небом на концертных площадках города. Как будет замечательно, если артистично и проникновенно будут читаться стихи о любви к России, к русскому языку, о Слове… Конечно, здесь надо привлечь (например, в жюри) и специалистов в области звучащего слова, и известных артистов кемеровских театров (которые тоже могли бы вдохновить участников своим чтением стихов, провести мастер-классы и др.). А как было бы замечательно, если в качестве поощрения  победителей не только наградили бы призами, но и, например, устроили удивительную экскурсию в театральное закулисье, создав перед детьми образ тайны, хранящейся в потайных местах театра, куда обычно нет доступа обычному зрителю, позволив посмотреть ему на все изнутри.

8. Проблема участия различных типов организаций остается. К сожалению, кроме образовательных (в основном, школы) и некоторых культурных учреждений (в основном библиотеки), круг участников-организаций не увеличивается. Городская библиотечная система (участие - второй год) стала для нас огромной поддержкой – 17 библиотек работали вместе с нами в этом году. К большому сожалению, мы никак не можем привлечь ссузы, интернаты и дошкольные учреждения (всего 2 дет. сада были в 2013 г. с нами) – мощных потенциальных участников акции. Причем, рассылка информационных писем о проведении акции (за подписями начальников двух городских управлений) проходила абсолютно по всем ссузам и детским садам города. Воспитанники детских садов должны быть в первых рядах наших участников, потому что воспитывать любовь к русскому языку, к красивой речи и добрым словам надо начинать задолго до школы, фактически с рождения. А если вспомнить (как уже выше говорилось) о скудном словарном запасе добрых слов у малышей…

Большой потенциал у клубов по месту жительства (в этом году у нас первый опыт участия 4-х клубов), домов детского творчества, художественных школ и др.

Таким образом, надо однозначно расширять круг участников акции.  В связи с этим, по поводу вовлечения малышей детских садов выход был предложен самими участниками акции - нашими школьниками. О том, что в условиях «невозможности» повлиять на взрослых и что нужно идти к маленьким детям (когда начинают закладываться ценностные основания в сознании ребенка), говорилось выше. И эта идея может обрести вполне осязаемую форму. Ведь в любом городском микрорайоне обязательно находится школа и детские сады, и каждая школа может взять на период проведения акции шефство над детскими садами в своей округе и таким образом поднять их на участие. И сколько сразу достигается целей! И сколько радости получат от взаимного общения.

Но во многом приходится рассчитывать на поддержку органов власти. И здесь можно вспомнить о существовании государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011–2015 годы», в которую проект «Чистое Слово» вписывается как нельзя лучше. А 2014 год объявлен в России Годом культуры (соответствующий указ подписал Президент В. Путин). Год культуры будет проведен с целью "…привлечения внимания общества к вопросам развития культуры, сохранения культурно-исторического наследия и роли российской культуры во всем мире". Согласно указу, правительство России должно образовать организационный комитет, а также обеспечить разработку плана основных мероприятий. И почему бы уже готовый  и работающий проект «Чистое Слово» не провести и поддержать всеми силами в рамках плана по проведению Года культуры? О поддержке русского языка неоднократно в последнее время выступает президент РФ и премьер правительства.

На протяжении уже трех акций нам помогают СМИ. Однако в 2013 году поддержка СМИ была самой слабой. И здесь мы тоже увидели такую тенденцию: когда наши пресс-релизы шли через пресс-службу городской администрации, то городские СМИ проявляли достаточно живой интерес к акции (радио Кузбасс-FM в 2012 году выступило с инициативой стать нашим генеральным информационным спонсором). В 2013 году мы не высылали пресс-релизы в пресс-службу администрации, результат – весьма слабая освещенность акции в СМИ. Представители оргкомитета обзванивали телеканалы, работающих с местным блоком информации, с просьбой осветить ход акции, но, к сожалению, ни в одну школу работники телевидения так и не приехали.

Таким образом, энтузиазм и патриотизм участников акции - залог ее успешного проведения, однако все могло бы быть более масштабно.

Если мы строим в городе новые и красивые детские площадки, чем очень гордимся, то нельзя забывать о том, что в зависимости от наших и только наших усилий там будут играть ребятишки и будет звучать чистый звонкий смех и лепет, либо на них будут собираться подростки и молодежь и, сидя на детских скамейках и качелях, будут пить пиво, курить и ругаться отборной бранью, которую будут слушать маленькие дети и учиться копировать ее. А ведь не только из маленького ребенка, но и из подростка можно еще что-то вырастить. И гораздо лучше заложить в него нравственные ценности, которые просто не позволят ему сквернословить, чем бороться с ним, налагая на него административные взыскания, так ничего и не добившись.

Учитель русского языка и литературы в СОШ № 99 Васильева Тамара Васильевна с глубоким проникновенным чувством сказала: «На нас лежит огромная ответственность. Мы – на линии фронта. Боль! Не будет языка – не будет нации!»

Н. И. Романова, руководитель проекта "Чистое Слово"


(О том, как проходила акция в учреждениях,  подробно читайте в рубрике

Отчеты учреждений )