Плакаты "Чистое слово"

Друзья проекта

Баннер
Баннер
Баннер
Баннер

Статистика сайта

Просмотры материалов : 621900

"Не откровенья ли с надзвёздной высоты?"

(Школьники читают шедевры лирики)

Нередко томит чувство, которое А.А. Вознесенский назвал "ностальгией по настоящему". И вдруг нежданно воодушевляет какое-то сильное эстетическое переживание. Во время недавнего областного лингвистического семинара нам с Ольгой Дмитриевной Виниченко посчастливилось посмотреть в "Театре для детей и молодёжи" спектакль по пьесе А. Вампилова "Старший сын". Войдя в фойе, увидели группы старшеклассников: культпоход. Встревожились, предвидя писк телефонов и шуршание шоколадок. Напрасно. Ребята, как и мы, восторгались, печалились, внимали репликам и, главное, паузам в монологах Сарафанова, не очень удачливого музыканта, но святого человека. Великая драма духовно объединила зрителей разных поколений.

 

Такое же ощущение было на городском конкурсе чтецов. Юным любителям поэзии близки стихотворения, которые волновали их сверстников в прошлом и даже в позапрошлом веке. Классика оказалась прекрасным посредником между людьми с неодинаковым жизненным и читательским опытом. Со сцены звучали высокохудожественные произведения словесного искусства. И у каждого взрослого, слушающего из зала, эхом отзывались в сердце любимые строки.

Людей неинтересных в мире нет.

Их судьбы как истории планет,

У каждой всё особое, своё.

И нет планет, похожих на неё, -

вдохновенно произносит десятиклассница школы № 33 Юля Игнатова. В её возрасте мы с подругой переписывали это стихотворение в заветные тетрадки, запоминая на всю жизнь. А через несколько лет в Томске Евгений Евтушенко на своём авторском вечере читал его как программное в самом начале. И мы, будущие филологи, были преисполнены гордости, оттого что видим и слышим настоящего поэта, к счастью, и ныне продолжающего лирическуюлетопись эпохи. Подтверждением популярности Евтушенко является то, что на конкурсе его стихотворения читалиещё и девятиклассницы: «Ваньку-встаньку» - Арина Чернова (школа№34), «Армию» - Диана Тимофеева (школа №33).

Ученица 10 класса Дарья Хатеева из школы № 160, сама похожая на царевну Несмеяну, величаво, лукаво и раздольно, будто песню, повела рассказ:

Входил он в эти низкие хоромы,

Сам из татар, гулявших по Руси…

Когда-то мне тоже очень нравилось это стихотворение Беллы Ахмадулиной.

В шестидесятые годы С.А. Есенин не был включён в число изучаемых авторов. Но лирику его все знали и любили. Наш учитель В.А. Челноков на уроках и на заседаниях клуба "Парус" открывал нам это "поэтическое сердце России". Помню, как в тёмном классе при мерцании оплывающей свечи он незабываемо читал "Чёрного человека". Виктор Анатольевич говорил, что любовь к поэзии часто приходит именно с есенинскими стихами. Прошло полвека, а по-прежнему произведения Есенина, если есть свобода выбора, звучат чаще других, неподвластны забвению. Вот и поэму "Чёрный человек" хрупкая, но «с ухватистой силою» Софья Зуева (школа № 160,11 класс) невероятно глубоко осмыслила и сумела передать трагедийный накал страстей и противоречий в душе лирического героя.Обаятельнейший Павел Бочкарёв (школа №32, 10 класс) творчеством Есенина занимается всерьёз, недавно написал исследовательскую работу о цветовой гамме его лирики, а на конкурсе ярко и с пониманием прочитал "Письмо к женщине" - мужественное самораскрытие поэта, то горестные, то иронические размышления о своём месте в неузнаваемо меняющейся стране. Александра Васильева (школа №32, 8 класс), чуткая к слову, была абсолютно точна в понимании лирической исповеди "Жизнь - обман с чарующей тоскою..." Мотив отчаяния постепенно сменялся благодарным гимном красоте природы и бытия:

На земле, мне близкой и любимой,

Эту жизнь за всё благодарю.

Не первый раз участвующий в конкурсе ученик 4 класса школы №2 Фарход Султонов, интуитивно постигая психологизм сложного текста, с удалью и звонко передал то, что самому хорошо понятно:

Худощавый и низкорослый,

Средь мальчишек всегда герой,

Часто, часто с разбитым носом

Приходил я к себе домой.

Если вторым (после А.С. Пушкина) по «выбираемости» на конкурсе был Есенин, то наиболее часто читаемым стихотворением стала «Некрасивая девочка» Н.А. Заболоцкого. Вопрос о том, «что есть красота», вечный. И вновь в этот весенний мартовский день первостепенность «грации души» утверждали третьеклассники Соня Кондратьева (школа № 160) и Марк Сандалов (школа № 32), а также Ксения Кобякова (школа № 160, 7 класс) поддержала их в жанре мелодекламации. С этим лирическим шедевром в моём сознании всегда перекликается «Хорошая девочка Лида» Я.В. Смелякова. Наверное, потому что Виктор Анатольевич читал нам, ученицам, оба стихотворения как подарок к 8 Марта. На этот раз строки о космической любви «мальчишки, что в доме напротив живёт» стали открытием для Даши Лихановой (школа № 34, 6 класс).

Немыслим был бы конкурс чтецов без великих творений А.С. Пушкина. Справедливо, что к произведениям поэта обратилась самая большая группа участников. Юлия Панкратова (школа № 160, 9 класс) порадовала искренностью и чистотой Письма Татьяны. Анастасия Бричкова (школа №32, 6 класс) привнесла в зал говор волн и необозримость «свободной стихии», с должным пафосом обращаясь «К морю». Начали пушкинскую тему малыши. Андрей Ковеза (школа № 33, 1 класс), как всякий ребёнок в свой час, с удовольствием пребывал «у лукоморья». Чтецы из школы № 34 первоклассник Ильрад Латыпов и второклассница Ульяна Сарсимбаева с упоением читали «Зимнее утро» и «Я помню чудное мгновенье…» Рановато? Но ведь музыка стиха способна проникать в сердце раньше смысла, а сердца у ребят «зоркие», оттого и возникает «и божество, и вдохновенье…»

Нынешний год знаменателен 200-летием М.Ю. Лермонтова. Страстная интерпретация мятежной исповеди МцыриЯковом Усольцевым (школа № 34, 8 класс) стала предисловием к юбилею поэта.

Настоящий басенный театр одной актрисы устроила Алина Белоглазова (школа № 34, 4 класс), исполнившая «Квартет» И.А. Крылова.

Глеб Морозюк (школа № 33, 4 класс) заставил зал затаив дыхание слушать легенду о лихом хане Отроке, который,едва взяв в руки пучок родной травы, сразу забыл о злате и власти. Стихотворение «Емшан» написал в 1874 году знаток старины и мировой культуры, тонкий лирик А.Н. Майков. За Глеба переживал его дедушка – мой одноклассник В.Е. Насонов. Читательская увлечённость передаётся по наследству. Мудрый филолог И.В. Сёмушкина заметила, что Глеб читал на уровне восьмиклассника.

В хрестоматиях обычно недалеко от А.Н. Майкова располагается напевная лирика И.С. Никитина о Руси, природе, временах года, широте русской души. Десятиклассница Дарья Байцерова (школа №34) прочитала знаменитое стихотворение «Ухарь-купец», а Полина Донис (школа №160, 4 класс) – «Утро».

С юмором и на одном дыхании рассказал о забавном случае на постоялом дворе Денис Мячин (школа №34, 5 класс), испытывая огромное удовольствие от встречи с «Генералом Топтыгиным» Н.А. Некрасова.

Золотой век поэзии соседствует с Серебряным. Вот на сцену порхнула принцесса в бальном платье Аделина Горячих (школа № 33, 2 класс), именно такой наряд соответствует изысканности стиха и рыцарскому сюжету К. Д. Бальмонта: «В замке, в сладостном бреду, / пела, пела скрипка…»

На разных возрастных этапах конкурса звучали стихи поэтов этой плеяды: В.Я. Брюсова, Д.С. Мережковского, М.И. Цветаевой. Их выбрали Екатерина Полякова (школа № 32, 11 класс), Диана Чепишко (школа № 160, 8 класс), Александра Щербинина (школа № 33, 10 класс), Ратибор Морозов (Сурановская школа, 9 класс), Анастасия Кузмина (Сурановская школа, 7 класс).

Чеканной поступи строк В.В. Маяковского тоже нашлось место в сердцах «уважаемых товарищей потомков». Никита Калужин (школа № 160, 2 класс) чётко сформулировал, «что такое хорошо и что такое плохо». Ирина Гарченко ( школа № 34, 6 класс) поделилась впечатлениями о зоопарке: «Что ни страница, то слон, то львица». Эмоциональный подъём возник в зале, когда монументально, дерзко, гордо Андрей Большанин (школа№33, 11 класс) читал «Стихи о советском паспорте». Ещё до финала, после строк: «…в руках у меня/ молоткастый,/ серпастый/ советский паспорт» - грянули аплодисменты. И дело тут не только в ассоциациях взрослых, ребята тоже ладошек не жалели. Овации были вызваны азартом и мастерством чтеца, его патриотической позицией.

Очень целостное впечатление оставило выступление Павла Цыганова (школа № 34, 11 класс). «Поручик» К.М. Симонова стал событием внутреннего мира чтеца и дополнил для слушателей новыми штрихами образ русского офицера.

Трепетно прозвучала из уст Александры Егоровой (школа №33, 8 класс) «Баллада о прокуренном вагоне» А. Кочеткова.

Кирилл Ипполитов (школа №160, 9 класс) очень взволновал слушателей сердечностью, нотками сожаления и покаяния, когда читал стихотворение Эммы Мошковской «Я маму свою обидел».

Т.В. Волошина, организатор и ведущая конкурса, направила свой творческий дар на то, чтобы в зале царил высокий настрой: на экране появлялись пейзажи Шишкина и Левитана, портреты классиков, звучала музыка Вивальди, Баха, Бетховена.

Е.П. Богомолова, заместитель начальника департамента образования, профессионально и доброжелательно прокомментировала все выступления старшеклассников. В составе жюри были член Союза писателей России Л.М. Яковлева, сотрудницы библиотеки А.В. Зуева и Е.В. Енютина, ветеран педагогического труда Н.В. Шахова, руководитель информационно-методического центра С.А. Сухонда, директор Дома творчества Н.В. Бастрикова.

Каковы же итоги раздумий жюри? В школе №32 победителями признаны Кирилл Куприянов, Камилла Петренко, Марк Сандалов, Павел Бочкарёв. В школе №33: Андрей Ковеза, Глеб Морозюк, Александра Егорова, Диана Тимофеева, Юлия Игнатова, Андрей Большанин. В школе № 34: Денис Мячин, Александр Ходанович, Яков Усольцев, Арина Чернова, Павел Цыганов. В школе №160: Анастасия Вялова, Ксения Кобякова, Софья Зуева.

Конкурс, приуроченный к Всемирному Дню поэзии, показал, что круг настоящих читателей ширится.

В. Яковлева, учитель школы №34.