Плакаты "Чистое слово"

Друзья проекта

Баннер
Баннер
Баннер
Баннер

Статистика сайта

Просмотры материалов : 575327

Социокультурный проект «Чистое Слово» проводился на территории Кемеровской области с ноября 2013 по май 2014 года. Сегодня проекту уже 5 лет и стартовал он в 2010 году в Кемеровском государственном университете культуры и искусств в рамках Первого Пасхального фестиваля Кемеровской области. В 2011, 2012 и 2013 годах проект вышел на городской уровень и стал уже традиционным для г.Кемерово. В 2014 году проект становится областным и поддерживается администрацией Кемеровской области (департамент науки и образования и департамент культуры и национальной политики). В 2011 и 2012 гг. был поддержан грантами городской администрации, в 2014 г. финансировался кемеровскими предпринимателями.

Результаты ежегодно проводимых проектов позволяют утверждать об успешности их осуществления. Не исключение и 2014 год. Следует отметить, прежде всего, резкое увеличение количества участников и мероприятий проекта в связи с тем, что он впервые стал областным, что, в свою очередь, обусловлено административной поддержкой. В 2013 году проект получил одобрение  со стороны заместителя Губернатора Кемеровской области по вопросам образования культуры и спорта Е. А. Пахомовой, был поддержан Департаментом науки и образования и Департамента культуры и национальной политики.

Проект на общественной основе постоянно осуществляет инициативная группа энтузиастов: Савиных Сергей Александрович, Кирпичникова Наталья Николаевна, Котова Елена Александровна, Казмина Виктория Эдуардовна, Бурцев Виталий Владимирович.

Руководство осуществляют педагоги высшей школы: руководитель проекта Романова Наталья Ивановна (доцент ТГПУ), соруководитель - Мироненко Елена Анатольевна (доцент КемГУКИ).

Статистические итоги проекта «Чистое Слово» в 2013-2014 году.

Таб.1. Статистика учреждений и участников проекта «Чистое Слово».

Город
(вместе с районами)

Образовательные учреждения

Культурные учреждения

Всего

участ-ников

кол-во уч-реждений

активные

участники

пассивные  участники

кол-во уч-реждений

активные

участники

пассивные участники

г. Анжеро-Судженск

10

729

2485

4

25

237

3476

г. Белово

8

1039

2256

3295

г. Кемерово

49

6050

18162

18

25

1097

25334

г. Киселёвск

7

921

2932

3853

пгт. Крапивинский

5

54

358

412

г. Ленинск-Кузнецкий

4

100

68

168

г. Мариинск

2

71

1160

1231

г. Междуреченск

2

65

571

1

8

345

989

г. Мыски

1

7

350

1

12

25

394

г. Новокузнецк

10

279

2052

2331

пгт. Топки

1

80

20

100

пгт. Яшкино

3

38

118

156

г.Полысаево

1

4

285

289

г. Прокопьевск

10

265

1846

16

12

670

2793

Промышленновский р-н

6

5018

5018

г. Салаир

1

25

185

210

г. Тайга

2

43

707

750

пгт. Тисуль

3

68

512

580

г. Юрга

6

1803

6064

1

16

500

8383

пгт. Тяжин

2

62

102

164

г. Таштагол

3

450

4521

4971

г. Ачинск

1

(2)

(220)

222

139

12055

49924

45

198

2942

65119

Т.о., в проекте по Кемеровской области приняли участие 138 образовательных и 45 культурных учреждений, всего - 183 учреждений. К проекту присоединилось образовательное учреждение МКОУ «Малиновская средняя общеобразовательная школа» Ачинского района Красноярского края, п. Малиновка (по личной инициативе куратора Госсман Аллы Юрьевны). Т.о. 184 учреждения приняло участие в проекте

Не учитывая массовую аудиторию библиотек, выставок плакатов акции, социальной рекламы, уличных акций и др., которая не поддается исчислению, в акции приняли активное участие более 65119 человек. Общее количество участников: в образовательных учреждениях – 61979, в культурных – 2924.

Всего в образовательных и культурных учреждениях Кемеровской области было проведено  1481 мероприятие проекта. Несомненным лидером проекта среди городов и районов Кемеровской области стал г.Кемерово (66 учреждений, 27182 участника), что объясняется тем, что учреждения города уже 4-й год работают  в проекте, который до 2014 года по масштабу был городским.

Таб. 2. Участие в социокультурном проекте «Чистое Слово» в средних общеобразовательных учреждениях г.Кемерово с 2011 года.

Школа №

2011

2012

2013

2014

Школа №

2011

2012

2013

2014

5

+

+

+

+

50

+

+

+

10

+

52

+

11

+

55

+

+

12

+

56

+

+

+

14

+

+

+

62

+

+

+

+

16

+

65

+

+

+

18

+

+

+

+

68

+

19

+

+

+

70

+

+

+

21

+

+

+

73

+

24

+

74

+

+

+

25

+

80

+

+

+

26

+

+

+

84

+

+

28

+

+

+

89

+

+

+

31

+

+

+

91

+

32

+

92

+

34

+

+

+

+

93

+

+

+

35

+

+

+

94

+

37

+

+

97

+

39

+

+

+

99

+

+

+

40

+

Губ. лицей-интернат

+

41

+

+

+

+

Дет. сады:

45

+

160

+

+

+

+

46

+

+

+

194

+

+

48

+

+

+

238

+

49

+

Лидерами проекта на всем протяжении его существования среди образовательных учреждений Кемерова стали (СОШ и лицеи): №№  14, 18, 19, 28, 31, 34, 35, 39, 46, 48, 50, 56, 62, 65, 70, 74, 80, 89, 93, 99. Ценным является опыт вовлечения в проект детских садов – детский сад № 160, участвующий с 2011 года (!)  и  № 194 (2013, 2014).

Среди кураторов кемеровских учреждений особо следует отметить педагогов-энтузиастов, работающих с полной отдачей и заинтересованностью, тех, для кого проект стал уже частью жизни:

1.  Помошникова Оксанна Викторовна, учитель русского языка и литературы СОШ № 14

2.  Штефан Жанна Александровна, учитель русского языка и литературы СОШ № 18

3.  Максимова Валентина Николаевна, учитель русского языка и литературы СОШ № 19

4.  Вагайцева Елена Сергеевна учитель русского языка и литературы СОШ № 24

5.  Мазур Елена Игоревна, учитель русского языка и литературы СОШ № 24

6.  Мурзина Марина Валерьевна, учитель русского языка и литературы СОШ № 26

7.  Голубь Людмила Николаевна, зав. библиотекой СОШ № 34

8.  Ушакова Маргарита Валерьевна, учитель русского языка и литературы СОШ № 34

9.  Быкова Анна Сергеевна, заместитель директора по ВР, СОШ № 35

10.  Мелкова Надежда Павловна, зав. библиотекой СОШ № 48

11.  Смирнова Елена Юрьевна, учитель русского языка и литературы СОШ № 50

12.  Котенко Наталья Александровна, учитель русского языка и литературы СОШ № 56

13.  Осинцева Ирина Александровна, заместитель директора по ВР, Лицей № 62

14.  Лисиенкова Оксана Евгеньевна, учитель русского языка и литературы СОШ № 65

15.  Порохина  Татьяна Викторовна, учитель русского языка и литературы СОШ № 80

16.  Осипова Надежда Павловна, заместитель директора по ВР, Лицей № 89

17.  Цапкина Берта Сергеевна, учитель русского языка и литературы СОШ № 92

18.  Васильева Тамара Васильевна, учитель русского языка и литературы СОШ № 99

19.  Масленникова Екатерина Александровна, педагог дополнительного образования по хореографии, детский сад присмотра и оздоровления № 160

20.  Володина Марина Николаевна, старший воспитатель, детский сад присмотра и оздоровления № 160

21.  Бобровская Елена Александровна, старший воспитатель, Детский  сад  комбинированного  вида № 194

22.  Зименкова Марина Алексеевна, учитель русского языка и литературы СОШ № 37

Большую поддержку проекту четвертый год в г.Кемерово оказывают главный специалист Управления образования администрации г.Кемерово Н. А. Шокель и зам. начальника Управления культуры, спорта и молодежной политики Н. С. Бледнова.

Важно отметить, что именно благодаря тому, что проект три года осуществлялся как городской, позволило накопить богатый и в какой-то мере уникальный опыт его проведения, который и использовался весьма успешно учреждениями области в 2013-2014 году.

Среди культурных учреждений г.Кемерово продолжает активную работу в проекте «Муниципальная информационно-библиотечная система» г.Кемерово, другие типы учреждений пока не включились. Особо хочется отметить личное заинтересованное участие заместителя директора МИБС по работе с читателями Самусевой Галины Михайловны, благодаря которой 18 библиотек города уже 3-й год продолжают вести проект.

Областные учреждения культуры были впервые в этом году приглашены к участию в проекте. Откликнулись учреждения гг. Прокопьевск (16), Анжеро-Судженск (4), Ленинск-Кузнецкий (4), Междуреченск (1), Мыски (1), Юрга (1). В основном это также муниципальные библиотечные системы (гг.Анжеро-Судженск, Междуреченск, Прокопьевск, Юрга, Ленинск-Кузнецкий). И это объяснимо, ведь книга и слово – одно целое. Кроме библиотек, в проекте участвовали Дома культуры и культурно-досуговые центры (гг. Анежеро-Сулженск, Прокопьевск, Юрга), детские музыкальные и художественные школы (гг. Прокопьевск и Мыски). Это их первый опыт, который в дальнейшем, надеемся, будет продолжен.

Еще одно принципиальное отличие осуществленного проекта в указанный период (кроме увеличения количества участников и организаций) состоит в том, что если раньше проектная деятельность на протяжении учебного года осуществлялась только инициативной группой, а учреждения подключались только на период активного проведения апрельской городской акции «Чистому городу – чистое Слово», то в этом учебном году осуществлена первая попытка ввести сами учреждения в проектную деятельность на протяжении всего учебного года. И эта попытка имела определенный успех, и около половины учреждений осуществляли проект на протяжении года, остальная половина по традиции принимала участие только в апрельской акции.

Основные этапы осуществления проекта.

1. Начальный этап (сентябрь-ноябрь 2013 г):

1) Решение расширить временные рамки проекта было принято на координационном совете в сентябре 2013 года. В нем приняли участие представители самых активных участников – городских школ   - лидеров проекта прошедших лет. Там и генерировались идеи проведения мероприятий в наступающем учебном году, был разработан план осуществления проекта, обсуждались вопросы координации взаимодействия. Все  информационное сопровождение осуществлялось инициативной группой  на сайте проекта «Чистое Слово» http://www.beregi-slovo.ru/

2) На начальном этапе разработка основного положения проекта, а также положений областных конкурсов(сентябрь-октябрь 2013 г.). Было решено провести 6 конкурсов – из них 4 – традиционных - плакатов, литературный, «Найди ошибку!», культурно-досуговых программ, и два новых – видеороликов и чтецов.

3) На основании полученных положений учреждения приступили к определению кураторов проекта (ноябрь 2013 г.), формы участия (проектная или только акция), а также планированию мероприятий.

3) 15 ноября 2013 года в МАОУ СОШ № 14 состоялся старт проекта в виде городского флешмоба «Русское Слово – чистое Слово!», участниками которого стали педагоги и учащиеся школ города № 14, 18, 34, 50, 65, 92, 99 и лицея № 62 – лидеров и постоянных участников проекта прошлых лет (около 80 человек). Это был настоящий яркий и зрелищный праздник в современном молодежном формате (в стиле рэп) о любви к России, ее народу и русскому языку.

2. Основной этап (ноябрь 2013 г. – апрель 2014 г.):

1) Проведение мероприятий в рамках внутреннего планирования в учреждениях.

2) 30 января 2014 года в Кемеровской областной библиотеке для детей и юношества прошли Молодежные литературные чтения «Моя малая родина», посвященные творчеству писателей и поэтов Кузбасса. Чтения проводились инициативной группой проекта. 33 участника в возрасте от 12 до 17 лет из средних образовательных учреждений г. Кемерово и Новокузнецкого района продемонстрировали не только блестящее знание литературы Кузбасса и любовь к слову, но и творческие способности – были представлены две инсценировки литературных произведений и даже литературные творческие импровизации самих участников.

Победители получили дипломы и призы. Книги поэтов и писателей Кузбасса были подарены ребятам Кемеровским областным отделением Союза писателей России. Все участники Молодежных чтений получили сертификаты участия, а также флажки, календари и ручки с символикой проекта «Чистое Слово, а от областной писательской организации Союза писателей России - молодежный журнал «После 12».

Чтения прошли на высоком организационном и содержательном уровне, получив высокую оценку со стороны присутствовавших писателей и педагогов, а главное – самих молодых участников. Руководство Кемеровского областного отделения Союза писателей России выразило надежду на дальнейшее сотрудничество кузбасских писателей и молодежи в рамках проекта «Чистое Слово», а также приняло решение опубликовать в областном литературном журнале «Огни Кузбасса» статью о прошедших Молодежных чтениях и лучшие доклады.

В рамках чтений состоялась презентация выпуска литературно-художественного журнала «Университет Культуры» с поэтическим сборником стихотворений поэтов Кузнецкого края «Церковный год».

3) Впервые проект «Чистое Слово» поддержал проведение традиционных Киселевских чтений. Так, 17-18 марта в библиотеке им. И.М. Киселёва прошел большой поэтический праздник - V Киселёвские чтения. Там встретились маститые кузбасские поэты, члены Союза писателей России И. Куралов, С. Донбай, Д. Мурзин, А. Катков, В. Ерёменко, И. Фролова и молодые поэты литературного клуба «Перрон».

4) в ходе проекта успешно осуществлены все 6 конкурсов (февраль-апрель 2014 г.):

  • конкурс плакатов «Чистое Слово»;
  • литературный конкурс «Пойми, у слова есть душа!» (эссе, стихи, литературные сценарии и др.);
  • конкурс «Найди ошибку!» (выявление грамматических ошибок в объявлениях, ценниках, рекламе, текстов агрессивной направленности);
  • конкурс культурно-досуговых программ «МЧС» («Мы за чистое Слово!») (сценарии классных и кураторских часов, праздников «Чистое Слово», методические разработки и др.);
  • конкурс чтецов «Чистое Слово от чистого сердца»;
  • конкурс видеороликов «Как наше слово отзовется?»

Традиционно самым популярным конкурсом явился конкурс плакатов и литературный.

Результаты и материалы, а также сами творческие находки конкурсов размещены на сайте проекта. Победители награждены дипломами, ценными призами.

Все конкурсы проведены на высоком профессиональном уровне, который обеспечивается привлечением к их организации специалистов высшей школы.

5) Организация и проведение инициативной группой проекта научного семинара «Актуальные проблемы современной лингвистики» (26-27 марта 2014 г.) для учителей русского языка и литературы с приглашением ведущих отечественных ученых. 26-27 марта 2014 года в Кузбасском региональном институте повышения квалификации и переподготовки работников образования в рамках реализации областного социокультрного проекта «Чистое Слово» состоялся научный семинар «Актуальные проблемы исследований коммуникации и текста». В нем приняли участие около 100 учителей русского языка и литературы Кемеровской области.

Цель семинара: обсудить наиболее актуальные методологические проблемы и направления современной лингвистики.

Семинар вели известные отечественные лингвисты:

РЕЗАНОВА Зоя Ивановна, доктор филологических наук, профессор, заведующий кафедрой общего, славяно-русского языкознания и классической филологии  НИ ТГУ. Тема: «Текст как результат дискурсивных пересечений»

МИШАНКИНА Наталья Александровна, доктор филологических наук, профессор кафедры общего, славяно-русского языкознания и классической филологии  НИ ТГУ, профессор кафедры гуманитарных проблем информатики НИ ТГУ. Тема: «Методика контент-анализа в гуманитарных исследованиях».

Высокую оценку семинар получил как со стороны Кузбасского регионального института повышения квалификации и переподготовки работников образования, так и самих участников-педагогов. По итогам работы семинара всем участникам был выдан сертификат участия (16 часов).

6) 26 марта 2014 г. руководитель проекта Романова Н. И. выступила на Межрегиональной научно-практической конференции «Культура - основа нравственно-эстетического развития детей и молодёжи» (г.Томск) с докладом «Социокультурный проект «Чистое Слово»: опыт проведения и перспективы». В работе конференции приняли участие работники библиотек и других учреждений культуры, специалисты образовательных учреждений всех систем и ведомств, общественных организаций, центров досуга детей и молодежи Томской области и других регионов. Участникам конференции было рассказано об уникальном опыте проекта «Чистое Слово» и высказано пожелание, призыв расширять географические рамки проекта за счет вовлечения культурных и образовательных учреждений других сибирских регионов.

7) Кульминацией проекта явилось проведение социокультурной акции «Чистое Слово» 21-26 апреля 2014 г., в которой традиционно масштабно приняли образовательные и культурные  учреждения г.Кемерово и впервые в Кемеровской области.

В дни акции снова на улицах по радио звучали наши социальные аудиоролики с призывами бережно относиться к родному языку и к друг другу в своей речи, а на городских мониторах демонстрировались яркие и красочные плакаты по теме акции, созданные в ходе конкурсов плакатов в рамках нашего проекта. В этом оказывает нам не первый год поддержку и помощь Управление культуры, спорта и молодежной политики администрации г.Кемерово в лице зам. начальника  управления Н. С. Бледновой.

3. Заключительный этап (апрель-май  2014 г.).

1) Подведение итогов конкурсов проводилось в апреле 2014 года, награждение победителей осуществлено 24 мая на завершающем мероприятии проекта.

2) В течение апреля-мая осуществлялся сбор материалов проведенного проекта, в т.ч. отчетов учреждений-участников.

3) 24 мая 2014 года -  проведение итогового праздничного мероприятия, награждение активных участников акции и победителей конкурсов.

Т.о., все намеченные этапы проекта были успешно осуществлены.

Анализ реализации проекта осуществлен на основе отчетов учреждений-участников проекта – текстовых и статистических. Огромную ценность для организаторов проекта имеют, безусловно, текстовые отчеты. Именно по ним можно судить о качестве осуществления проекта, которое не всегда можно усмотреть в статистических данных.

Основные результаты анализа можно отразить в виде нескольких важных тезисов.

Проблема использования детьми и молодежью ненормативной лексики, в т.ч. нецензурной брани – одна из главных проблем современного состояния культуры речи - остается одной из центральных в проекте.

Это подтверждают результаты соцопросов, проведенных во многих учреждениях и среди детей (в школах) и молодежи (в библиотеках).

Несмотря на то, что анкетирование проводилось в разных районах и городах области, общая статистика и выводы в целом удивительным образом совпадают (результаты отражены в отчетах, размещенных на сайте). Так, около 20-30% обучающихся используют нецензурную лексику как норму, 50-60 % - почти не использует бранную, нецензурную лексику (иногда, редко), около 20-30% детей не используют ее никогда. Для сравнения, показатели опросов 2010 года говорят о том, что мат как норму использовали 40 % молодежи. Возможно, наметилась все-таки тенденция к оздоровлению подрастающего поколения, по крайне мере, такая надежда зародилась. Но именно зародилась, так как все-таки поразительное совпадение обнаруживается в вопросе об отношении детей к нецензурной лексике.  Во всех результатах анкетирования выяснилось, что подавляющее число опрошенных (свыше 60%) выражают безразличие к ее использованию, не осуждают людей, «выражающихся» в их присутствии, аргументируя тем, что каждый имеет право говорить так, как ему нравится. Т. е., для ребят все-таки является нормой употребление ненормативной лексики: жаргонных, нецензурных слов. Так что проект «Чистое Слово» еще долго будет очень актуален.

Интересны результаты опросов в более взрослой среде (проведен МИБС г.Междуреченск),  в которой мнения порою диаметрально противоположны. Так, среди группы молодых людей от 14 до 24 лет  65% отметили, что терпимо относятся к сквернословию, а вот среди респондентов среднего и старшего возраста 96% отметили, что категорически не переносят сквернословия. Но доля тех, кто совсем  не употребляет в своей речи нецензурные слова, составляет лишь 12,5%. На вопрос, чем можно объяснить широкое распространение нецензурных слов в обществе, 57% респондентов в возрасте от 14 до 24 лет ответили – свободой слова, 13% - безнаказанностью, 40% - низким уровнем культуры. А респонденты среднего и старшего возраста 75 % ответили – низким уровнем культуры, 20% безнаказанностью, 5% - свободой слова. Большинство молодых людей (74%) считают, что употребление нецензурных слов среди молодёжи – способ самоутверждения в глазах других людей, 26% - не хватает хороших слов.  На вопрос: «Как бороться со сквернословием» мнение молодых людей и старшего поколения также резко противоположны: 64% молодых считают, что надо бороться воспитанием, 15% системой штрафов, 21% - самовоспитанием; большинство старшего поколения (78%) считают, что необходимо бороться системой штрафов, 15% - воспитанием, 7% - самовоспитанием. А вот на вопрос: «Хотели ли Вы, чтобы Ваши дети употребляли бранные слова» наши респонденты были единодушны – 100% ответили, что нет.  Кстати, в прошлые годы тоже на этот вопрос таким же образом отвечало практически абсолютное большинство. Значит, не все потеряно и есть на что опереться.

Как в прошлые годы, так и снова сейчас в ходе бесед с детьми выявляются одни и те же причины употребления нецензурной лексики – стремление показать себя взрослыми, независимыми, а слова-паразиты употребляются из-за бедности словарного запаса. Но, к сожалению, не все понимают, какую боль и обиду причиняют оскорбления человеку. И эта нравственная сторона не должна упускаться в ходе работы с детьми.

Дети чутко чувствуют суть проблемы. «Словом можно искалечить, словом можно обидеть. Если мы в своей речи будем употреблять нецензурные выражения, коверкать слова, то мы не сбережём наш язык, нашу речь.  Я не хочу, чтобы в моей семье употреблялось хоть  одно плохое слово или выражение. Я хочу, чтобы моя семья была территорией Чистого Слова, ведь чистое слово исходит из чистой души. А у моей семьи душа чистая!» - заявляет Аня Родионова,  ученица  6 Г класса (СОШ № 99).  Удивительно тонко отвечают дети на вопрос о том, что такое Чистое Слово: «Надо помнить, что слово – одежда мысли.  Чистое слово – это такое слово, которое  никого не обидит, это доброе слово. В чистом слове душа его абсолютна чиста»  - пишет ученик 6 Г класса Замышляев Иван (СОШ № 99).

На протяжении уже нескольких лет мы говорим с детьми о сквернословии, убеждая их в пагубности такой привычки, приводя очень сильные нравственные, естественнонаучные и культурологические аргументы. И мы часто наблюдаем, как может сильно повлиять на ребенка какой-то всего лишь один факт. Так было и в этом году. В СОШ № 31 г.Киселевск в 9-х классах состоялся диспут, который  заставил задуматься девушек и юношей 16 лет о предназначении женщины, ее роли в обществе. Ребят восхитил тот факт, что в годы войны в артиллерийском дивизионе за все годы и сражения бойцы не допускали сквернословия по причине образованности и, как следствие, высоких моральных качеств личности. Итог - после диспута многие девочки перестали использовать в своей речи нецензурные слова.

В разных школах ребятами выявлялись проблемы засорения и социальных сетей (даже проводились исследования). Старшеклассники отмечают, что речь многих молодых людей примитивна, однообразна, небрежна, груба. Высокая популярность соцсетей среди детей и молодежи вызвала к жизни идею у педагогов о необходимости таких же проектов и акций в он-лайн режиме, организации их в соцсетях.

Важным моментом для организаторов проекта является профессиональное мнение педагогов-филологов, принимающих участие в проекте. Думающих, размышляющих и потому неравнодушных. Такие мнения очень ценны. Причинами сложившегося положения многие называют следующие факторы: низкий уровень языковой культуры общества, в котором живут подростки (когда подростки живут в асоциальных семьях, когда родители имеют низкий уровень образования); негативное влияние телевидения (молодежные сериалы), низкий уровень читательской культуры (компьютерные игры, социальные сети заменяют чтение художественной литературы).

О том же свидетельствуют и наблюдения педагогов детских садов, подтверждающих тезис о падении общей культуры и образованности и во взрослой среде. Так, уже второй год детский сад № 160 (г.Кемерово) проводит в рамках акции опросы среди малышей и их родителей, результаты которых плачевны. Когда в 2013 году воспитатели провели устный опрос у детей на предмет, какие они знают добрые слова, выяснилось, что словарный запас таких слов оказался очень скудным: на всю группу дети не смогли набрать больше 7-8 слов. Тогда был проведен письменный опрос среди родителей малышей – их попросили написать на листочке все известные им добрые слова. Общее количество добрых слов, названных родителями всей группы, оказалось всего 14! В нынешнем году снова был проведен такой же опрос у новой набранной группы – младшей группы. Ситуация полностью повторилась. Родители младшей группы затруднялись в написании добрых слов. Это очень огорчило педагогов, так как именно в этом возрасте у детей закладываются понятия доброты, сочувствия. Понятно, что и сами дети этой группы почти не знают добрые слова и затрудняются в словесном выражении свих чувств.

Снова и снова хочется напомнить о том, что в словаре В. И. Даля русских слов с корнем «добр» насчитывается около 200 (в академическом словаре 1982 года – уже 56), с корнем «люб» - 150 (в том же словаре – осталось 41 слово). Выводы об оскудении лексики наших сограждан, как говорится, «на лицо». Но, пожалуй, самое печальное в том, что взрослые даже не понимают этого. Так, коллектив детского сада № 238 в ходе работы столкнулся с трудностями при работе с родителями, когда сложно было объяснить папам и мамам, бабушкам и дедушкам важную роль чистых слов, тяжело было привлечь их к данной работе, в силу их занятости. Не всем родителям было это интересно. Чему после этого удивляться, когда в ходе работы с детьми в одной из школ пгт Промышленная выяснилось, что обучающиеся даже были удивлены тем, что добрых слов намного больше, чем они используют в своей речи…

Говоря с детьми о проблемах падения общей речевой и письменной культуры населения, не менее эффективным представляется  включение их самих в выявление такой ситуации, самостоятельное обнаружение этих проблем. Этому способствует исследовательская деятельность ребят в ходе конкурса «Найди ошибку!». Такие конкурсы проводились многими школами у себя, но вот уже 4-й год нами осуществляется общегородской, а ныне областной конкурс «Найди ошибку!» В процессе выполнения конкурсных работ достигаются образовательные и воспитательные цели. Так, ребята повторяют теоретический материал, знакомятся с новыми сведениями о языке. Ведь одно из важных условий конкурса состоит не только в том, чтобы найти ошибку, но и проанализировать и указать тип ошибки - грамматическая или стилистическая.

Большое количество фотоматериалов заставило детей сделать вывод о невысоком  уровне грамотности рекламодателей, работников торговых организаций.  Итог, к которому самостоятельно пришли ребята в СОШ № 18 (г.Кемерово): грамотно написанное рекламное объявление – выражение уважения  сотрудников фирмы к покупателям,  потенциальным клиентам, а также показатель того, насколько качественными будут предоставляемые услуги и продукты.

Особый интерес вызвал опрос, проведенный в СОШ № 28 г. Белово, цель которого -  выяснить, замечают ли ребята ошибки в рекламных текстах и сообщениях электронной переписки. Большинство опрошенных - 80 человек (из 100) отметили, что  замечают ошибки в указанных текстах, считают это неправильным. 72 человека  добавили, что необходимо относиться более ответственно к созданию любых текстов. 34 человека сказали, что им обидно за то, что наш великий русский язык вынужден терпеть такое отношение к себе, а ведь язык – это одно из главных национальных богатств, наследие, которое мы получили в дар от своих предков. Т.о., подобная форма работы по выявлению ошибок в нашей среде, обнаруживает и явно воспитательную цель.

С другой стороны, несмотря на существующие проблемы, возрастает значимость уровня общей культуры личности, и речевой, в частности. Владение нормами литературного языка, умение продуктивно общаться, убеждать с помощью языковых средств  становится для человека одним из основных условий профессионального успеха и психологического комфорта. Все ребята уверены, что начинать борьбу за чистоту языка нужно  с себя: знать нормы языка, читать классическую литературу, не использовать ненормативную лексику. Несколько ребят, хотя их было и немного (пока!) отметили, что нужно вести пропаганду среди школьников, горожан, и они могли бы внести свой посильный вклад в это дело.

Главный вывод всех классных часов и бесед: хорошая речь - показатель интеллектуального и нравственного развития человека. В одном из сочинений, проведенных в СОШ № 26 (г.Кемерово), написано: «Для многих специальностей навыки устной и письменной речи являются непременным условием профессионального роста, будь то менеджер, консультант, переводчик, секретарь. И я думаю, что хорошая, правильная, красивая речь всегда будет помогать добиться успеха человеку любой профессии».

Неизменной популярностью пользуются у детей зрелищные, яркие, игровые мероприятия. С каким-то особым интересом делается всегда практическая работа, когда ребенок делает что-то своими руками – «Дерево добрых слов», голубей, цветов, подписывая на них добрые слова и пожелания и т.д. Работа просто кипит, захватывая ребенка полностью.

Во время проведения акции традиционно проводятся уличные мероприятия, в которых дети проявляют себя с необыкновенным энтузиазмом. Это и мини-митинги, и расклеивание и раздача листовок, плакатов, голубей и цветов, созданных своими руками. Дети делают это с удовольствием. В некоторых школах (СОШ №19) в связи с большим количеством желающих даже распределялись дни, когда - в какой день и кто идет на улицы.

Все также неоднозначна реакция взрослых на такие акции. Мы не раз отмечали это и раньше. И все также распространение и расклеивание листовок у некоторых детей вызывает разочарование и переживание, т.к. некоторые жители города на глазах детей сразу же выкидывали листочки и листовки. Отмечают неоднозначность реакции взрослых кураторы из детского сада № 160: «Реакция прохожих, как и всегда, была разная. Мужчины так же боялись брать подарки от детей и сторонились, женщины благодарили. У детей возникли вопросы: почему прохожие не берут флажки. Пришлось сказать, что прохожие торопились по своим делам, и им было некогда».

Но кое-где уже есть и положительные изменения. Например, жители жилых районов вокруг СОШ № 19, 26 стали более спокойно относится к проведению уличных акций. И, как делают вывод организаторы из СОШ № 19, совместные усилия школ, по-видимому, все-таки имеют свой воспитательный эффект.

Большая часть кураторов проекта отметила, что в большинстве  случаев реакция горожан была положительной, чувствовалось, что многих волнует проблема чистоты русской речи. Куратор из СОШ № 26 отмечает, что горожане благодарили детей и педагогов: «Наконец-то хоть кто-то заговорил об этом!», «Действительно, в последние годы эта острая проблема не обсуждается, как будто ее и не существует. Спасибо, ребята, что привлекаете общественного внимания к проблеме чистоты русского языка». Все прохожие отнеслись с пониманием к акции, и ребята тоже почувствовали радость от их ответных добрых слов и искренних улыбок. А учащиеся и учителя из  СОШ № 99 традиционно вышли на митинг: «Несмотря на сильный ветер (он рвал наши плакаты, вырывал из рук шары и «уносил» голос чтецов), мы всё-таки стойко и плодотворно провели митинг. Горожане нас благодарили, подбадривали, умилялись, улыбались».

Интересно наблюдать и сравнивать работу многолетних участников проекта из школ г.Кемерово. У тех, кто с нами сотрудничает не первый год, повышается качество работы, что обусловлено тем, что ошибки прошлых лет учитываются, нарабатываются эффективные формы работы. Ж. А. Штефан (куратор СОШ № 18, участвует 4-й год) пишет: «То, что недельная акция переросла в круглогодичный проект, позволило организовать внеклассную работу по русскому языку и литературе в едином ключе. Школьный пресс-центр «Акулы пера», агитбригады шестиклассников и девятиклассников, театральный кружок, научное общество учащихся «Глобус» включились в общий проект, что принесло свои положительные результаты. Наверное, нет ни одного ученика, который не слышал бы о проекте, и уж точно все желающие приняли в нем участие. Подводя итог проекта, хочется отметить, что он стал цементирующим началом воспитательной и внеклассной работы в течение учебного года для всей школы. Число участников ежегодно растет, хотя участие в нем является добровольным. Каждый год появляются новые интересные мероприятия, имеется хороший методический материал, разработки для разных возрастов».

В школах - многолетних участниках проекта, за основу чаще принимались мероприятия, которые уже проводились в прошлом году. «Ребята в один голос предлагали сделать их традиционными, а при подведении итогов уже начали придумывать, как можно провести их ещё интереснее в следующем году» (СОШ №56).

В таких школах неуклонно растет доля самостоятельности самих учащихся. «Уже традиционно во многих наших коллективных делах инициатива исходила от самих детей, а педагоги направляли их идеи в нужное русло» (СОШ № 35) «То, что ребята  принимают участие и предлагают  свои идеи - это замечательно! Так произошло  с созданием  белых голубей, которых они создавали своими руками  и  наклеивали на окна, объясняя  свои действия так: «Пусть видят все посетители школы, что эта  территория Чистого Слова! » (СОШ № 19).

В СОШ №35, принимающей участие в проекте «Чистое слово» третий год, отметили: «Надо сказать, что все без исключения обучающиеся нашей школы с радостью участвовали в мероприятиях направленных на сбережение красоты и правильности русского языка».

Системный подход, повторяемость форм мероприятий – надежные методы, обеспечивающие успех проведения проекта, только таким образом можно добиться изменений. Проект «включает» в деятельность. И мы видим, что если раньше (как и сейчас) достигалась основная наша цель – привлечение внимания общественности к проблемам сохранения русского языка, то теперь заметными становятся более серьезные изменения в сознании детей.  Многие ребята становятся активными участниками  борьбы за чистоту языка. Если в 5 классе  они писали лишь рекомендации «Как сделать территорию класса и школы территорией Чистого Слова?», то теперь (в 6 классе) они делятся в сочинениях тем, что и как они для этого делают. «Я делаю замечания родным и близким. Говорю им, что мне неприятно слышать плохие слова из их уст. Одноклассникам я  напоминаю, что лучше говорить чистыми словами: кто сквернословит, тот засоряет душу, разум и тело» (Антон Бодарев,  6 Б класс, СОШ № 99).

Что же касается школ, впервые принимавших участие в проекте, то здесь наблюдается высокий и активный интерес, радость от новых идей, иногда даже восторг. Хотя практически все отметили, что были и ошибки (например, не все задуманное осуществили, переоценили свои силы), что вполне объяснимо. Многие кураторы пишут о том, что нарастание интереса шло по мере осуществления проекта.

Особо хочется сказать о такой категории школ, как сельские или окраинные, где традиционно всегда много проблем.

Куратор СОШ № 98 г. Новокузнецк пишет: «Школа у нас окраинная, ребята обучаются из семей разного социального уровня, к тому же 25-30 ребят  из приюта «Берег надежды».  Дети, которые, кроме скверных слов, не слышат дома ничего другого, начинают воспринимать такую речь за норму. Вторая причина участия - школа 98  является  многонациональной.  19% учащихся  представляют  самые разные народы  (в школе учатся азербайджанцы, таджики, казахи, узбеки, киргизы, афганцы, молдаване, грузины и др.), для которых русский язык не только неродной, но и, порой, плохо знакомый. Мы предположили, что включение таких  ребят в мероприятия, знакомящие с русской языковой культурой, будет способствовать погружению школьников в языковую среду того государства, в котором они  проживают.

В целом, проект «Чистое слово» позволил нам увидеть пути повышения качества речи учащихся, обратить внимание жителей микрорайона на социальную проблему – низкий  уровень культуры речи взрослых и детей, а также предоставил возможность включения иноязычных ребят в русскую языковую среду».

Интересный опыт приобрели педагоги и учащиеся Осиноплесской СОШ: «Образовательный и культурный уровень взрослого населения достаточно низкий. Анкетирование школьников показало, что большинство взрослых (особенно мужчины)  в семьях наших учеников в обыденной жизни сквернословят, употребляют нецензурную брань. Есть в школе ученики, которые употребляют в своей речи сленг, жаргон, иностранные слова, нецензурную брань. Именно поэтому для нашей школы акция «Чистое Слово» очень актуальна. Акция заинтересовала всех педагогов. Цели акции и педагогического коллектива оказались едиными. Участие в акции учеников и родителей  стало важным подспорьем в нашей воспитательной работе.

Хочется отметить, что размещение новостей на сайте «Чистое слово» - очень важный и эффективный прием мотивации школьников на участие в акции. Ребятам очень нравилось читать про себя новости, родителям тоже было приятно узнавать о добрых делах своих детей.

- у части детей появилось желание говорить красиво, не употребляя ненормативной лексики, жаргонизмов, слов-паразитов;

- участвуя в акции, ученики из неблагополучных семей познали истинную красоту русской речи и поняли, что жизнь без сквернословия и мата становится лучше и чище;

- расширился культурный кругозор и обогатился словарный запас школьников.

Конечно, нельзя утверждать, что мы решили заявленную в акции проблему. Но мы сделали первые шаги по ее решению. Если такая работа станет систематической, то можно надеяться на положительные результаты».

Педагоги Прокопьевской СОШ № 70 тоже отметили важность работы школы в неблагополучной социальной среде: «В нашем районе очень большое количество неблагополучных и неполных семей, в которых воспитанием детей занимаются очень мало и мы постарались немного восполнить пробелы в занятости и разнообразить круг увлечений этих детей».

Особую благодарность хочется выразить именно этим школам, педагогам -энтузиастам и подвижникам. Как сложно им осуществлять свою работу в таких условиях, и только их самоотверженность позволяет добиваться поставленных целей.

В этом году более активно проходили внутришкольные конкурсы сочинений, чтецов. В некоторых школах конкурс чтецов прошел на таком высоком уровне, что вызывал бурю эмоций у участников и зрителей.  Стихи о родной природе, о Родине, о Великой Отечественной войне оставляли неизгладимый след в душе каждого слушателя.

Конкурс литературных сочинений,  эссе на темы «Мы за Чистое Слово», «Пойми, у слова есть душа» позволил учащимся порассуждать о значении слов в нашей жизни, о современном состоянии языка. Вот что писали в своих работах победители конкурса из гимназии № 97 г. Прокопьевск.

«Мы мыслим словами.  Мы редко думаем о словах.  Они разные.  Одни ранят.  Другие кричат: «Потерпи, не отчаивайся!».  Третьи, отчаянные, поднимают в атаку.

В Светлом Писании скупо, но емко сказано: «Сеятель сеет слово».  Сеятель – это ты, человек!   Спасай себя, мир, твори чудеса жизни для своей души и для других.  Живи.  Дыши.  Вдох...  Выдох...» (Евсеева Екатерина, 11 класс).

«…слово - это важнейшая частица нашей жизни. Слово - это оружие, которое способно причинить большую боль и страдания. Слово - это лекарь, способный вылечить, приобрести надежду и веру в себя. Слово - это музыка, создавшая песню нашей жизни, судьбы» (Лелекова Юлия, 11 класс).

Антипова Анастасия (ООШ № 56) проникновенно пишет: «Вы только представьте себе, какие будут хорошие, добрые люди, если перестанут использовать нецензурную брань?! Вы представили себе? Я, да! Это же так здорово, быть самым добрым человеком в школе, на земле. Я, конечно,  не знаю, как сделать так, чтобы люди стали добрее, но я знаю одно: это здорово быть добрым  и чистым человеком! И я призываю: любите свой язык, великий и могучий русский язык!»

В одной из школ членов жюри очень тронуло сочинение девочки-узбечки, которая признавалась в том, что очень полюбила Россию. Подобные примеры были и в прошлом году.

Новых форм и видов мероприятий год от года становится все больше и больше, анализ их и обработка для размещения в методических материалах проекта (на сайте) еще предстоит. Например, в СОШ № 16 лучшим мероприятием, объединившим педагогов школы, была названа конференция с приглашением учеников старших классов, перед которыми выступили с докладами их учителя - филологи. Школьники с огромным интересом  слушали их и были восхищены уровнем профессионализма своих учителей, открывшимся для них с новой стороны – исследователей, ученых. А в Губернаторском лицее большой интерес вызвала видеоконференция «Современное состояние русского языка: прогресс или регресс?». Участниками конференции стали команды старшеклассников по 5-7 чел. (9-11 кл.) из разных ОУ: Городского классического лицея, СОШ № 2 г. Топки, СОШ № 9 г. Таштагола и др. Собрать участников из разных территорий Кемеровской области оказалось возможным благодаря оборудованию для видеоконференцсвязи. В конференции приняли участие сами учащиеся, учителя и эксперты-филологи  КемГУ. Для проекта этот опыт представляется весьма ценным и новым.

Анализируя опыт работы культурных учреждений области, следует сказать о том, что эти учреждения постепенно, но уверенно вовлекаются  в орбиту проекта. Не все и не сразу понимают свою роль в нем. Однако, убеждены, что поле деятельности для учреждений культуры не меньшее, чем в системе образования.  И как справедливо, отметила зам. директора МИБС г.Кемерово Г. М. Самусева, «участие библиотек в проекте «Чистое слово» удачно дополняет усилия специалистов образования. Библиотекари располагают своими специфическими формами и методами воспитания культуры речи, более того – культуры поведения и мировоззрения. Практикующие библиотекари убеждены в том, что одним из факторов, влияющих на формирование, развитие и становление личности, является книга. Книга совершенствует содержание речи ребенка (подростка), обогащает её форму. Для детей в библиотеках созданы коллекции произведений русской и зарубежной классики, детские книги современных отечественных и зарубежных авторов».

Основная форма участия кемеровских библиотек – акция. В 2014 году в муниципальных библиотеках Кемерова она имела свои особенности:

  • сочетались различные приемы привлечения к книгам, чтению, и, следовательно, к участию в мероприятиях проекта;
  • участие детей и подростков в проекте было исключительно добровольное;
  • в соответствии возрасту детей, многие мероприятия носили игровой и занимательный характер;
  • мелкие мероприятия иногда входили циклом - в более крупные (например, Библионочь), этим достигалась полнота раскрытия и разносторонность темы.

Самыми крупными мероприятиями проекта, проведенными МИБС г Кемерово стали: конкурс чтецов «Живое слово» в ДК Шахтеров и «Библионочь» в библиотеке «Гармония». В проведении этих мероприятий приняли участие преподаватели и студенты КемГУКИ, творческие коллективы ДК, педагоги, родители. Гостями мероприятий стали более 300 человек.

Большой спектр мероприятий, отличающихся содержательной насыщенностью и разнообразием наблюдался в работе библиотек гг. Ленинск-Кузнецкий, Междуреченск, Прокопьевск, Анжеро-Судженск, Юрга.

Сегодня назрела необходимость аккумуляции и анализа опыта работы библиотек, на основе которого надо разрабатывать методические материалы в помощь проведению мероприятий проекта. Опыт работы в проекте муниципальных и школьных библиотек уже позволяет это сделать.

Мероприятия в других типах культурных учреждений были ориентированы на разную возрастную аудиторию, но в наибольшей степени на детей и подростков. «Такой выбор объясняется тем, что в силу возрастных особенностей, влияния современных СМИ и интернета,  у ребят зачастую формируются искаженные эталоны языка. Весьма ярко проявляется это в чрезмерном заимствовании чужой лексики. … Все культурно-досуговые мероприятия проводились с целью  - расширять представление о пользе знаний, о значении русского языка, о важности слов, используемых в речи. Вне зависимости от формы организации они строились на принципах воспитания любви и уважения к родному языку, постепенному осознанию его могущества» (из отчета Управления культуры администрации Анжеро-Судженского городского округа).

Интересен опыт участия детских музыкальных школ, в проекте они работают впервые. Свою задачу привлечения внимания учащихся и преподавателей школы к культуре речи и повышению интереса к чтению русской литературы педагоги Детской музыкальной школы № 64 г. Мыски  решили по-своему: «для музыкальной школы это дело новое, поэтому преподаватели решили не отходить далеко от своего рода деятельности и связать музыку с литературным слогом, проведя два открытых урока «Устное народное творчество – исток чистого слова», «Взаимодействие слова и музыки в произведении великих представителей русской культуры». Эти мероприятия вызвали неподдельный интерес среди учащихся и преподавателей школы». Учителя даже создали и методическую разработку по теме «Развитие речевой деятельности учащихся на уроках музыкальной литературы», которую необходимо будет популяризировать для музыкальных школ и школ искусств. В учреждениях культуры г. Прокопьевск прошло около 50 мероприятий различной направленности - познавательные, развлекательные, концертные и многие другие программы, что еще раз подтверждает тезис о том, что учреждения культуры обладают большим потенциалом для участия в проекте «Чистое Слово».

К основным недостаткам осуществленного проекта в этом году можно отнести проблемы, которые повторяются не первый год и пока не находят своего решения.

Все также не получает освещение как самого проекта, так и его мероприятий в СМИ (своих сил у нас не хватает). Который год мы не можем подключить к участию ссузы и детсады, художественные школы (например, к конкурсу плакатов), хотелось бы видеть среди участников более значительное число библиотек, домов детского творчества.

С резким увеличением числа участников проекта следует объективно отметить нехватку сил в организации проекта. Проект членами инициативной группы осуществлялся без сбоев, однако нас не так много и на всех и на всё сил не хватает в силу загруженности основной работой (все участники группы работают в проекте по личным убеждениям и в свободное от работы время). Выход мог бы быть найден в оказании практической помощи в курировании некоторых организационных вопросов со стороны органов управления образованием.

Есть проблемы и на местах. Общей проблемой для некоторых школ явилось равнодушие со стороны коллег-учителей. «В мероприятиях приняли участие только те учителя, которые понимают важность данного проект» (СОШ № 37, г.Кемерово). «К сожалению, не все учителя вступили в проект, и большая нагрузка легла на плечи нескольких учителей (СОШ № 33, г.Тайга). Снова и снова опыт показал, что там, где весь коллектив дружно берется за проведение акции или всего проекта, там эффект самый качественный и высокий.  В таких школах как в единой семье учителя вместе с детьми радостно достигают многого. «Неделя, посвящённая акции «Чистое Слово», получилась насыщенной и интересной. Никто из нашей большой и дружной школьной семьи не остался в стороне!» (СОШ № 35, г. Кемерово) (момент сплочения, работа в команде).

Но главный принцип нашей работы - принцип добровольности – остается основополагающим для участия в нашем проекте и мы убеждены, что именно это начало и является залогом успешности самого проекта.

В большинстве отчетов кураторы настоятельно проводят главную мысль: «Подобная работа не может быть разовой акцией. Она должна быть системной, регулярной. Разовые мероприятия не приносят ощутимого результата. Нужно активнее вовлекать в работу по культуре речи, чистоте языка родителей, так как именно семья играет большую роль в формировании личности ребенка, влияет на уровень его речевой культуры». Именно этого и добиваемся мы в нашем проекте уже 4-й год!

В необходимости продолжения проекта убеждены и представители культурных учреждений. «Вне всякого сомнения остаётся необходимость организации подобных мероприятий, ведь их воспитательный, образовательный и просветительский эффект невозможно переоценить. … Результат проведенных мероприятий в рамках акции не проявится сразу. Но ведь начинается все с малого» (из отчета Управления культуры администрации Анжеро-Судженского городского округа).

В целом, подводя общий итог, следует сказать, что содержательность и качество проведенных мероприятий проекта повышаются год от года. Отчеты участников акции показывают высокую результативность и успешность не только проведения мероприятий, но и их воспитательное и образовательное значение.

Вот некоторые выдержки из них:

«Хотелось бы, чтобы проект продолжал свое существование, развивался, привлекая к проблемам культуры речи все более пристальное внимание» (СОШ № 18, г.Кемерово).

«Такая акция позволила увидеть, насколько расширился кругозор у школьников и повысился их словарный запас за период участия в проекте и его реализации.   В заключение хотелось бы поблагодарить организаторов проекта «Чистое Слово» за плодотворное сотрудничество, и мы надеемся, что оно с каждым годом будет только крепнуть» (гимназия № 24, Междуреченск).

«Большая заслуга областного проекта «Чистое Слово» в том, что пробуждает в юных гражданах чувство любви к  родному языку» (СОШ № 2, г.Мыски).

«Подводя итог проделанной работе, понимаешь, проект «Чистое Слово» нашёл положительный отклик в среде учащихся, родителей  и педагогов. Но необходима целенаправленная кропотливая и систематическая работа (гимназия № 48, г.Новокузнецк).

«Каждый день акции «Чистое слово» был наполнен событиями, которые открывали перед ребятами новые грани нашего языка. Такой мощный поток информации во время акции, думаем, изменил наших ребят, должен был изменить…» (СОШ №32, Полысаево).

«Мы думаем, что вы уловили главное – нас втянул проект. Он заинтересовал не только учителей, но и учащихся  нашей школы. Мы любим русский язык! Мы гордимся тем, что мы – русские!» (СОШ № 97, г.Кемерово).

«Третий год принимаем участие в акции и очень рады, что эту акцию поддержали  в области, и она  переросла в проект!» (СОШ № 56, г.Кемерово)

«Прекрасно, что акция «Чистому городу – Чистое Слово!» переросла  в областной проект! Это  расширяет  временные рамки работы со словом (на протяжении всего учебного года),  даёт возможность качественно подготовиться к проведению мероприятий и пропагандировать Чистое Слово не только среди школьников, но и их родителей (на родительских собраний говорим не только о насущных проблемах класса и  проводим «Школу для родителей», но и обращаем внимание на культуру речи при общении в семье, с друзьями  и на работе).  … областной проект в нашей школе живёт! Участие в нём активизируется как со стороны учителей, так и учеников. Всё больше педагогов с интересом проводят мероприятия, осознавая всю важность проекта и акции.  Спасибо, что не дали исчезнуть такому важному делу!» (СОШ № 99, г.Кемерово).

«Эффект от участия в проекте, однозначно, ощущается. Пусть не всегда, но многие ребята переживают, стараются  контролировать свою речь, конечно, постоянно «оговариваясь», но все же работают над ней. И, что важно, стараются поправлять своих родителей. Родители, в свою очередь, рассказывают об этом на родительских собраниях, как спорят дома, как ищут в словаре, как правильно произнести слово. Это вызывает радость и желание продолжать работать» (СОШ № 3, г.Киселевск).

Завершая данный проект, каждому ребёнку было предложено написать небольшое сочинение на тему: «Какую пользу я извлек от участия в проекте «Чистое Слово»?». Дети писали: «Я понял, что необходимо заботиться о чистоте своей речи, ведь по ней судят обо мне», «Акция «Кузбассу – Чистое Слово» запомнилась мне больше всего из-за своей масштабности», «Папа приходил на мероприятие вместе со мной. Теперь папа дома меньше ругается», «Мы с бабушкой стали читать больше книг вслух».

В заключении хочется еще и еще раз подчеркнуть самую главную идею нашего проекта, которая состоит в привитии через любовь к родному языку высокого чувства любви и патриотизма к своей великой Родине – России, любовь к которой зарождается  на земле малой родины.

Именно об этом строки сочинения Емельянцевой Ольги (10 В класс, СОШ № 45): «Сейчас мне всего шестнадцать лет,   но я успела побывать во многих городах нашей страны. Каждый раз, возвращаясь домой,   убеждаюсь, какой Кемерово замечательный город. Да, он не такой древний, как Казань, не такой большой, как Новосибирск. У нас не так много студентов, как в Томске,  и нет  такой могучей реки, как в Красноярске. Но есть то, что заставляет меня возвращаться снова и снова. Ухоженные улицы, ровные дороги, красивые парки и дворики, много цветов. Я скучаю по простой красоте, широким улицам и даже по этим забавным оранжевым столбам, на которых висят светофоры.

Я верю, что у моего города будет большая история, его ждёт ещё много красивых зданий, архитектурных сооружений, созданных  талантливыми  людьми, которых так много на земле Кузнецкой…

Мой путь начинается и  вливается в путь моего города Кемерово».