Плакаты "Чистое слово"

Друзья проекта

Баннер
Баннер
Баннер
Баннер

Статистика сайта

Просмотры материалов : 575332

 

О ЧУДЕСНЫХ СЛОВАХ

В НАУКЕ, ПОЭЗИИ, ЖИЗНИ …

 

заседание кружка «Чудо-слово»

 

Учитель: Вы никогда не задумывались, почему наш кружок называется «Чудо-слово»?  Как вы понимаете название? Что такое, по-вашему, «слово»? Какое явление мы обозначаем понятием «чудо»? И почему слово - чудо?  (Ответы учеников).

         Ученик 1:   Зачитывает соответствующие статьи из Толкового словаря.

         Учитель: Всякое ли слово можно назвать чудом? ( Ответы учеников).  На этот вопрос мы попытаемся ответить на сегодняшнем занятии. Мы поговорим о чудесных словах  в науке, поэзии и жизни.

 

         Ученик 2:             Тускнеет злато, и ржавеет сталь,

                                      Крошится мрамор – к смерти все готово.

                                      Всего прочнее на земле печаль,

                                      И долговечней – царственное Слово.

 

         Учитель:  Согласны ли вы с мнением А.Ахматовой? Как вы думаете, почему она написала, что печаль всего прочнее, а слово долговечнее? (Ответы учеников). Мы попытаемся показать, что прочность печали напрямую зависит от тех слов, которые мы с вами употребляем. Для начала совершим путешествие в глубокую древность, чтобы выяснить, какое значение имело слово для наших предков.

         Ученик 3  (зачитывает подготовленное сообщение): Древний человек верил в могущественную силу слов, которые могут повлиять на события. Такие представления называются словесной магией. Рассказывая священные мифы, например, о сотворении мира, архаический человек считал, что тем самым  вызывает к жизни те Божественные Силы, которые действовали в первоначальные времена. Таким образом, рассказывание мифов, исполнение священных песен в обрядах служило делу обновления мира, восстановления утраченной гармонии. Аборигены и сейчас во время рождения ребенка вождя беспрерывно исполняют ритуальные песни, чтобы призвать в правители Божественное существо.

         Магия слова широко распространена была и у древних славян. «Сказано-сделано» - эти слова из русских народных сказок хранят следы древних магических заклинаний. Иван-царевич входит в темный лес и останавливается перед избушкой на курьих ножках. Каким образом он заставляет ее повернуться?  Произносит магические слова. Или сказка про Али-Бабу и сорок разбойников: «Сим-Сим! Откройся!» 

Слово открывало путь в иной мир.  В египетской «Книге Мертвых» говорится: «Мы не пропустим тебя, пока не назовешь наше имя». На магии слова основан жанр заговора, и в календарных земледельческих обрядах она тоже играет важную роль. На Новый год по дворам ходили ряженые и пели колядки, в которых словесно изображали богатство хозяев, чтобы в наступившем году они были здоровы, богаты и счастливы. В сочельник, гадая, девушки пели подблюдные песни:

 

                                  За рекой мужики живут богатые,

                                  Гребут золото лопатами.

                                  Кому вынется – тому сбудется,

                                  Скоро сбудется – не минуется!

 

Учитель:  Какие пословицы и поговорки о словах вам известны? («Слово не воробей, вылетит – не поймаешь», «Слово из песни не выкинешь», «Доброе слово и кошке приятно», «Доброе слово – половина дела» и т.д.).  Загадку того огромного влияния на человека, какое имеет слово, мыслители пытались разгадать в философских трактатах, поэты воспевали слово в стихах.

Ученик 4:                                СЛОВО

 

Молчат гробницы, мумии и кости, -

Лишь слову жизнь дана:

Из древней тьмы, на мировом погосте,

Звучат лишь Письмена.

 

И нет у нас иного достоянья!

Умейте же беречь

Хоть в меру сил, в дни злобы и страданья,

Наш дар бесценный – речь.

 

 

Ученик 2:                              МУЖЕСТВО

 

Мы знаем, что ныне лежит на весах

И что совершается ныне.

Час мужества пробил на наших часах,

И мужество нас не покинет.

Не страшно под пулями мертвыми лечь,

Не страшно остаться без крова,

И мы сохраним тебя, русская речь,

Великое русское слово.

Свободным и чистым тебя пронесем,

И внукам дадим, и от плена спасем

Навеки!

 

Вопросы для беседы: Когда и по какому поводу написаны стихотворения И.Бунина и  А.Ахматовой? (1915, 1942 гг.) В чем различие идейного смысла двух стихотворений? Контекст какого шире?  Что объединяет эти стихотворения?

 

Ученик 5:                                  СЛОВО

В оный день, когда над миром новым

                             Бог склонял лицо свое, тогда

                             Солнце останавливали словом,

                             Словом разрушали города.

                             И орел не взмахивал крылами,

                             Звезды жались в ужасе к луне,

                             Если, точно розовое пламя,

                             Слово  проплывало в вышине.

 

                             А для низкой жизни были числа,

                             Как домашний подъяремный скот,

                             Потому что все оттенки смысла

                             Умное число передает.

 

                            Патриарх седой, себе под руку

                            Покоривший и добро и зло,

                            Не решаясь обратиться к звуку,

                            Тростью на песке чертил число.

 

                            Но забыли мы, что осияно

                            Только слово средь земных тревог,

                            И в Евангелии от Иоанна

                            Сказано, что слово это – Бог.

 

                            Мы ему поставили пределом

                            Скудные пределы естества,

                            И, как пчелы в улье опустелом,

                            Дурно пахнут мертвые слова.

 

         Вопросы для беседы:  На какой антитезе построено стихотворение Н.Гумилева? Какие художественные средства использует автор при создании образов  слова и числа? Почему патриарх не решается обратиться к звуку? Какие мифологические мотивы присутствуют в стихотворении? (Сообщение ученика, при подготовке которого используются работы  З. Косидовского «Библейские сказания» и статья «Числа»  из энциклопедии « Мифы народов мира»). Какие слова, по-вашему, поэт называет мертвыми? Сравните с черновым вариантом, в котором есть следующие строфы:                                                                               

                                 Ангелом оно спускалось к людям,

                                 Целовало и учило их,

                                 Припадать учило к братским грудям

                                 Туч и водопадов снеговых…

                                 Прежний ад нам показался раем,

                                 Дьяволу мы в слуги нанялись

                                 Оттого, что мы не отличаем

                                 Зла от блага и от бездны высь.

 

Какой вывод для себя вы сделали после прочтения стихотворения? (Ответы учащихся).

Загадка слова может быть выражена в только  слове. О таких прозрениях написаны следующие строки.

 

Ученик 2:                    О, есть неповторимые слова,

                                    Кто их сказал – истратил слишком много.

                                    Неистощима только синева

                                    Небесная  и милосердье Бога.

 

Вопросы для беседы:  Какие мысли рождают у вас процитированные строки А.Ахматовой?  Почему слова неповторимы? Какие это слова? Почему поэтесса в одном ряду упоминает небо, Бога и  «неповторимые слова»? Как в данном контексте понимать «милосердье Бога»? Считает ли автор, что «неповторимые слова» не стоит употреблять, чтобы  не « растрачиваться»? Какое прозрение содержится в этих строках? (Произнесенное слово – звуковая волна, для  рождения которой требуется большая энергия).

Учитель: Современная наука доказала, что слово – это материальный носитель информации, мощное энергетическое оружие. Академик Вернадский, выдающийся философ и естествоиспытатель в 40-х годах ХХ века доказал, что, помимо атмосферы, стратосферы, гидросферы и биосферы, у Земли есть ноосфера – энергетическая оболочка, образующаяся из коллективных мыслей человечества. От нее во многом зависит судьба планеты. О влиянии  идей на человека говорил еще древнегреческий философ Платон, эту же проблему художественно исследовал в своих произведениях Ф.М.Достоевский. Поэт Ярослав Смеляков писал:   

                                  

                                         Владыки и те исчезали

                                         Мгновенно и наверняка,

                                         Когда невзначай посягали

                                         На самую суть языка.

 

Что является сутью языка, по-вашему? То, что вы вкладываете в свою речь, свое слово. В конце прошедшего столетия уже ученым-биофизикам удалось установить прямую зависимость  стихийных катаклизмов с состоянием мысли человечества. Профессор геофизических наук А.Н. Дмитриев доказал, что общее состояние мыслей населения того или иного региона может спровоцировать землетрясение: частота мыслительных колебаний накладывается на сейсмические волны и усиливает их во много раз. Там, где напряженная общественно-политическая ситуация, нет мира и согласия, природа реагирует так же бурно и разрушительно. Примером тому служат катастрофы в Спитаке, Турции, в индийском штате Пентджаб, сход лавины в Осетии. Нужно понять, наконец, каким грозным оружием являются человеческая мысль и слово, ее выражающее.

Ученик 5: О воздействии бранных слов на человеческий организм свидетельствуют эксперименты действительного члена Академии медико-технических наук, члена нью-йоркской Академии наук Петра Горяева. Им был создан генератор, который усиливает эмоциональное воздействие  слов, поэтому каждая фраза, произнесенная исследователем, воспринимается живым организмом как проклятие. Облучив при помощи аппарата семена растения, ученый установил, что мощь произнесенных бранных слов была по своему воздействию равной 40 тыс. рентген. В результате у подопытного растения  порвались цепочки ДНК, из которых состоят гены. Большинство семян погибло, а остальные были генетически искалечены, превратились в мутантов. Эти изменения зависели не от громкости произнесения слов, но от  смысла сказанного. Эксперименты доказали, что проклятия, бранные и грубые слова, адресованные живым организмам, повреждают наследственный аппарат не только того, кто слышит их, но и того, кто  произносит. В то время как добрые слова восстанавливают разрушенные цепочки и несут исцеление. Ведь не случайно же в прошлые века родители обязательно благословляли детей  перед важными жизненными шагами, а наши предки совершали молитвенные обряды, перед тем как сеять зерно.

Учитель: В ноосфере идет непрерывная битва между светлыми и темными мыслями. Может ли человек  дышать в отравленной газами атмосфере? Проведите параллель с ноосферой, и вы поймете, отчего люди болеют, почему с ними случаются всякие неприятности. Какой будет наша жизнь – прекрасной или безобразной, радостной или печальной, счастливой или несчастной - зависит от нас самих. И начать нужно с самого малого и простого: попытайтесь наполнять пространство вокруг себя только добрыми и красивыми словами и мыслями. От сотворения мира и до сегодняшних дней на разных языках, в разных концах земли звучат прекрасные и мудрые слова: православные молитвы, индийские мантры, совершаются мусульманские намазы и католические мессы. Что же такое молитва и какое значение она имеет? Старцы называли молитву мечом Огненным за силу воздействия. Молитва очищает пространство  и дает человеку Любовь и помощь Мира Небесного. Вы никогда не задумывались, всякая  ли молитва действенна? Часто человек вкладывает множество жалоб, осуждений и обвинений в свои молитвы и просит кары для обидчиков. Но какие мысли вложим в свои молитвы – такие следствия и получим. Печаль только печаль притянет, а радость – радостью зазвучит в ответ. Мудрые говорят: «Чистая мысль – молитва, доброе слово – молитва, радостный труд – молитва». 

Учитель:  Давайте послушаем, какие высказывания о слове вы нашли в  «Книги мудрых мыслей».

Ученики:  

  • «Нравственность человека видна в отношении его к слову» (Л.Толстой).
  • «Говорящий на хорошем, чистом, богатом языке – богат мыслями (Л.Н.Толстой)».
  • «Нелепость языка – неясность мысли» (Л.Н.Толстой).
  • «Язык – орудие мышления. Обращаться с языком кое-как – значит и мыслить кое-как» (Л.Толстой).
  • «Время проходит, но сказанное слово остается» (Л.Толстой).
  • «Слово есть поступок» (Л.Толстой).
  • «Слово – великое дело. Как небольшой огонь может сжечь целые деревни, так и от одного слова может сделаться большое несчастье» (Л.Толстой).
  • «И как только язык свернул на путь лжи, прямо удивительно, до чего трудно возвратиться к правде!» (М.Монтень).
  • «Берегите наш язык – это достояние. Обращайтесь почтительно с этим могущественным оружием» (И.С.Тургенев).
  • «Беречь надо наш богатый и прекрасный язык от порчи» (Н.С.Лесков).
  • «Богатство языка – богатство мыслей» (Н.М.Карамзин).
  • «Любовь к своей стране немыслима без любви к своему языку» (К.Г.Паустовский).
  • «Слово – полководец человечьей силы» (В.В.Маяковский).
  • «Слово – великое дело, но молчание – еще более великое» (Т.Карлейль).

Учитель:  А какие «мудрые мысли»  о слове и языке родились у вас  в результате сегодняшней беседы? (Ответы учащихся).

Ученик: Из воспоминаний писателя Л.Пантелеева  о сказочнике Евгении Шварце, авторе известных пьес и киносценариев «Обыкновенное чудо», «Сказка о потерянном времени», «Тень», «Дракон», «Золушка»:

«У него был очередной инфаркт. Врачи объяснили, что ему осталось жить несколько часов. И сам он понимал, что смерть стоит рядом. О чем же он говорил в эти решительные мгновения? Он просил:

- Дайте мне карандаш и бумагу! Я хочу писать о бабочке…

Думали – бредит. Но это не было бредом. Болезнь отпустила его на этот раз. Он рассказал мне, как  мучила его тогда мысль, что он умрет сейчас и не успеет рассказать о многом, прежде всего об этой бабочке.

         - О какой бабочке?

         -Да о самой простой, вульгарной капустнице. Понимаешь, мне казалось, что я нашел слова, какими о ней рассказать. О том, как она летала. Ведь ты сам знаешь, как это здорово – найти нужное слово».

         Как это верно замечено – найти нужное слово. Скольких трагедий, непонимания, горя можно было бы избежать, если бы каждый из нас вовремя мог найти нужное слово.

 

Учитель:  О связи слова и дела очень много говорил Л.Н.Толстой. Он дает нам один простой, но действенный совет, как изменить себя, свою жизнь и жизнь окружающих при помощи слова: «Для того, чтобы не делать злых дел, надо удерживаться не только от самих дел, но и от злых разговоров. Для того же, чтобы удерживаться от злых дел и разговоров, надо научиться удерживаться от злых мыслей. Когда один думаешь сам с собой и придут недобрые мысли – обсуждаешь кого-нибудь, сердишься, вспомни, что нехорошо так думать, остановись и старайся думать о другом. Только тогда будешь в силах воздерживаться от злых дел, когда научишься воздерживаться от злых мыслей. Корень злых дел в дурных мыслях. Никогда не откладывай доброго дела, если можешь сделать его нынче… дела человека, то, что человек успел сделать, становятся его судьбой, хорошей или дурной. И потому для человека важнее всего в мире то, что он сейчас делает». Вспомните, случаи из вашей жизни, подтверждающие, что негативная мысль о человеке влияет на его к вам отношение (Ответы учащихся).

Учитель: Несколько лет назад в Усть-Каменогорске  в рамках Недели языков была проведена акция «Чистое слово». В ходе нее распространялись следующие обращения.

Ученик 1:  «Отдел здравоохранения предупреждает!  В связи с распространившейся  в Восточно-Казахстанской области эпидемии сквернословия просим всех граждан соблюдать предельную осторожность! Признаки больного сквернословием: на вид хорошо одетый человек при общении с себе подобными употребляет вирусные слова, сам того не замечая. Симптомы заболевания:

  • невезение в работе;
  • отвергнутая любовь;
  • травмы, несчастные случаи;
  • ощущение роковой судьбы.

Необходимая помощь при выявлении заболевшего сквернословием:

- надо подойти  к заболевшему сквернословием, взять за руку и нежно посмотреть ему в глаза (если это ребенок – погладить его по голове);

- если уши больного свободны, постараться произнести в них самые прекрасные слова, пришедшие на память или воспользоваться словарным запасом находящихся рядом людей;

- всем гражданам во время эпидемии сквернословия рекомендуется иметь при себе карамель и в случае выявления у себя первых признаков заболевания заполнять уста карамелью;

- если симптомы явно выражены, но больной позволяет оказать ему помощь, тогда необходимо заклеить уста сквернослова бактерицидным пластырем;

- если по глазам вы поймете, что сквернослов сам может справиться с заболеванием, улыбнитесь ему и пожелайте удачи!»

         Учитель:  Мы предлагаем всем присоединиться к следующему обращению жителей г. Усть-Каменогорска.

         Ученик 4: «Здравствуй, мил человек! Земляк дорогой! Хочешь, чтобы наша земля стала чище, здоровей и краше? Есть способ!

Давайте понаблюдаем за тем, как мы говорим, как общаемся и обращаемся друг к другу, чем наполняют пространство произносимые нами слова и какой след оставляют они в наших умах и сердцах? Каждый знает, насколько омрачает бранное, грубое слово. А как озаряет душу слово, сказанное добросердечно, с улыбкой!

Давайте вместе лечить наш язык от нецензурной брани и сквернословия! Давай вернем нашей речи Достоинство, Чистоту и Красоту! Это зависит от нас с  тобой!

 Мы предлагаем 22 сентября, День языков народов Казахстана, объявить ДНЕМ ЧИСТОГО СЛОВА.

 Пусть этот день послужит изначальным уроком КУЛЬТУРЫ, ДОБРА И КРАСОТЫ на пути к подлинному очищению от скверны всех языков!»

Учитель: Наш разговор о чудесных словах мы закончим отрывком из рассказа З.В.Душковой «Священное Слово».

Музыкальный фон – Григ «Рассвет»

«Наступил праздник. Он был  посвящен Слову – первому Слову, произнесенному человеку. Все собрались у алтарей, чтобы вознести хвалу Тому, Кто подарил миру Слово. Молитвы устремились ввысь, вырываясь из сердца мощным безмолвным сиянием. Не хватало слов, чтобы выразить благодарность Слову, подарившему им беспредельно-прекрасный мир человеческого общения. Так и стояли они с одухотворенными лицами, не имея ни сил, ни желания выразить в словах то, что они испытали в глубине души. Слово подарило им все: и возможность объяснения друг с другом, и дар общения и погружения в мир мыслей иного человека через убористые строки весьма объемных книг, и многое другое, что можно разрешить только посредством слов. Слово помогало разрешить все конфликты мира, если оно было произнесено верно и к месту…

 Доброе семя первого Слова было рассеяно по земле и дало добрые всходы. Но эти хрупкие росточки не сумели защитить и оградить от душащих сорняков Мир отдал забвению сей бесценный дар Неба и наводнился грубыми, бессердечными выражениями, вытеснившими Светлое Слово Любви. Его использовали как подстилку у дверей, о которую каждый мог обтереть свои грязные ноги. Но жажда света жила в сердцах, и, чтобы утолить ее, надо было вспомнить светоносные звуки первозданного Слова.

Люди спали сердцами, но сон не может продолжаться вечно, и рано или поздно пробуждение неизбежно. Наступило утро новой эры, когда уже грешно спать долее. Мир просыпается и впервые ощущает ту грязь, в которую был погружен. Слух становится утонченнее, и вот уже больно режет слух низкое грубое выражение, насильственно захватившее власть в человеческих умах. Оно претендовало на то, чтоб называться Словом. Но возможно ли было поставить этих грязных бранных уродцев рядом с теми словами, что вносили в мир радость, окружая сияющим ореолом надежды человеческие сердца! От них надо было избавляться!  Один за другим стали подыматься голоса в защиту светлых слов И люди почувствовали, как некая тяжесть спала с их плеч. Они были приветливы и светозарны в общении друг с другом, ибо платили той же монетой. И просто застывали в изумлении, если, расплачиваясь золотым словом, в ответ получали фальшивый грош с заверением, что он равноценен… Обманщик, уличенный в грязных помыслах, был изолирован и, натыкаясь на безмолвие собратьев, начинал понимать истинную цену слов. Общество само отторгло уродцев, не давая им захватить им власть, по праву принадлежащую Красоте. Слова действительно были прекрасны! Небо возрадовалось! Люди потянулись к Его Слову и обрели власть над собой.

Мысль была соткана только из светозарных слов. Мир преобразился! Речь Неба победила! И сегодня все стояли пред алтарями с высоко поднятой головой, где торжествовала Божественная Мысль, слившаяся в единое первозданное Слово, и Слово это было священным, имя которому Бог!»

Ученики: Давайте приближать этот прекрасный день!

Пусть наши мысли и наши слова будут светлыми и чистыми!

 

Возможно выбрать иной вариант завершения разговора о чистом слове: можно провести изложение по рассказу З.В.Душковой «Слово», либо  предложить учащимся в письменной форме изложить свои мысли по поводу услышанного. В качестве ориентировочных вопросов можно задать следующие: Что вы знали (думали) о слове ранее? Что вы открыли для себя  важного? Как можно применить это новое знание в вашей жизни?

 
Литература: 

  1. Пропп В.Я. Исторические корни волшебной сказки. – М., 1998.
  2. Мудрость жизни / Сост. П.И.Мариковский. – Алма-Ата, 1992.
  3. Житие сказочника. Евгений Шварц. – М. -  1995.
  4. Душкова З.В. Преодоление. – М., 1999.